Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.03.2013
Почему сынам израилевым запрещено носить одежду из смеси шерсти и льна? Типичный еврейский ответ должен бы прозвучать следующим образом: «А почему вы об этом спрашиваете?» На самом деле, подобный ответ не так уж далек от истины. Запрет этот относится к категории хуким, непреложных законов, которым Б-г не дает объяснения. Мы должны принять его к исполнению таким, как есть (Ваикра 19:19). Но евреи всегда любили рассуждать, и этот случай ничем не отличается от остальных.(1)
По мнению наших мудрецов, этот закон может иметь отношение к дарам, которые Каин и Авель приносили Б-гу. Каин принес Всевышнему жертвы от плодов земли, а Авель предложил Ему ягненка. Приношение Авеля было совершено с любовью, и Всевышний принял его; Каин же совершал свое приношение неохотно, и Создатель отверг его дар (Берешит 4:3–5). Поскольку овца дает нам шерсть, а льняная ткань изготавливается из волокон одноименного растения, запрет на смесь шерсти и льна напоминает нам о том, что мы должны следовать примеру Авеля и ни в коем случае не действовать подобно Каину (Пиркей де Рабби Элиэзер, гл. 21; Танхума, Берешит 9).
Теперь вы, наверняка, задаетесь вопросом, какое отношение эта история имеет к Песаху. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим точку зрения Маймонида на запрет смешивать шерсть и лен. Великий мудрец утверждал, что в библейские времена одежда, сшитая из таких тканей, пользовалась популярностью среди жрецов-идолопоклонников, а Тора стремилась наложить запрет на все, что имело отношение к обычаям язычников. Более того, Маймонид свидетельствовал о том, что в XII веке, когда он сам жил в Египте, местные язычники действительно носили такую одежду.(2)
Почему же одежда из смеси шерсти и льна считалась пригодной для служения идолам, и по какой причине она получила такое распространение именно в Египте? Вот тут мы и подошли к ответу на вопрос о том, какое отношение к Песаху имеет данный запрет Торы.
Каин и Авель
Наши мудрецы говорили о том, что Каин и Авель сделали приношения Б-гу в 14-й день месяца нисан. Адам сообщил им о том, что в этот день в будущем люди, которые затем станут еврейским народом, принесут в жертву Всевышнему ягнят, чтобы отблагодарить Его за их освобождение из египетского рабства. Затем Адам предложил сыновьям тоже сделать приношение Творцу в этот день (Пиркей де Рабби Элиэзер, гл. 21).
Вместо того чтобы предложить Каину и Авелю отдать в жертву ягненка (в честь будущего пасхального приношения евреев), он дал сыновьям возможность сделать выбор по своему усмотрению. Таким образом он решил проверить характер сыновей и понять, что происходит в их душах. Если бы они совершили приношение ягненком, он понял бы, что они воспринимают себя как часть еврейского народа и радуются грядущему Исходу евреев из Египта. Если же их приношение напоминало или символизировало бы Египет, Адам бы осознал, что сыновья считают себя врагами Б-га.
В итоге Авель солидаризировался с евреями, принеся в жертву ягненка, который символизировал пасхальное приношение будущего. Каин выбрал Египет и принес Б-гу плоды земли. Адам понял этот дар как намек на то, что Всевышний передумал и в будущем позволит Египту восторжествовать над евреями. Дело в том, что, по мнению наших мудрецов, душа Каина была источником всех будущих душ грешников, а душа Авеля — основой душ праведников. Мидраш также указывает на то, что духовными потомками Каина стали те, кто отрицал Б-га, и заявлял о том, что у них есть собственный источник воды.(3)
Эти детали как нельзя лучше подходят для описания древних египтян. Когда Моше Рабейну впервые пришел к фараону с тем, чтобы передать ему повеление Б-га отпустить евреев, тот сказал: «Кто такой Б-г, чтобы я послушался Его?».(4) Наши мудрецы говорят, что египтяне были так самоуверенны и спесивы потому, что знали, что у них есть река Нил. Имея такой запас воды, египтяне были уверены в том, что способны преодолеть любые преграды и выжить в любой войне без помощи метафизического Б-га (Ктийот де-рабби Акива, От Куф, цитата рабби Элиягу Хаитамари, там же). Вот какими были духовные наследники Каина, отрицавшие Б-га, объясняя это наличием собственного источника воды.
Каин, будучи духовным отцом египтян, не мог радоваться грядущему освобождению еврейского народа из египетского рабства. Для него это событие стало трагедией. Египет олицетворял способность человека полагаться на собственную изобретательность и имеющиеся в распоряжении природные ресурсы, не прибегая к сверхъестественной помощи Б-га. Евреи же поддерживали точку зрения, согласно которой человечество полностью зависит от Б-га, без которого люди были бы никем и ничем.
Каин не мог допустить существования подобной точки зрения. Он понимал, что если евреи освободятся из египетского рабства, их мировоззрение восторжествует. Чтобы помочь будущему Египта, Каин принес Б-гу плод земли. По мнению наших мудрецов, этим растением был лен (Пиркей де Рабби Элиэзер, там же. Танхума, Берешит 9).
Согласно Торе, лен символизирует Египет. Во второй главе книги Берешит упоминается река Пишон (Берешит 2:12). Раши, знаменитый комментатор Торы XI века, указывал на то, что речь идет о Ниле. По его мнению, в Торе Нил назван рекой Пишон по двум возможным причинам. Одна из них заключается в том, что на берегах этой реки росло много льна (ивр. пиштан). Раши подкрепляет эту версия цитатой из Книги пророка Йешаягу, который описывает египтян как народ, обрабатывающий лен (Йешаягу 19:9). Сделав Всевышнему приношение в виде льна, Каин однозначно продемонстрировал, что поддерживает Египет и молится за то, чтобы египтяне поработили евреев.
Безвозвратно
Теперь нам понятно, почему Тора запрещает евреям возвращаться в Египет. Этот запрет настолько суров, что Всевышний трижды повторяет его в Торе.(5) Всевышний потратил немало сил для того, чтобы освободить евреев — верящий в Него народ, поддерживающий идею монотеизма — из тисков египетского идолопоклонства. Когда евреи получили долгожданную свободу, Всевышний не хотел, чтобы его дети когда-либо возвращались в прошлое.
Кроме того, теперь нам становится ясна связь Песаха и запрета на смешение льна и шерсти. Шерсть олицетворяет приносимого в жертву пасхального ягненка, а также овцу, принесенную Всевышнему в дар Авелем, как знак освобождения евреев и поражения египтян. Лен символизирует приношение Каина и его молитву о победе египтян над силой праведности, святости и веры. Всевышний запретил евреям возвращаться в Египет, чтобы гарантировать полную изоляцию от египтян. Именно этому запрету подобен запрет на смешивание льна и шерсти.(6)
Теперь нам понятно, почему в библейские времена священники-идолопоклонники носили одежду из ткани, в которой смешивались лен и шерсть. Эти одежды олицетворяли уверенность идолопоклонников в том, что святость не превалирует над пороком; по их мнению, эти качества можно объединить, в том числе, и в одеянии. Поскольку силы этих материалов равнозначны, они могут вступать в борьбу друг с другом. Каждая из сторон может одержать победу, в зависимости от того, какого из материалов в одежде больше.(7)
Когда Египет пал, а евреи обрели свободу, многие народы приняли величие Всевышнего. Они склонили свои головы перед евреями и признали превосходство Б-га над идолами, праведности над пороком и веры над неверием (Шмот 15:14–16). Но сами египтяне, несмотря на собственное признание Б-га, не были готовы к безоговорочному отказу от прежних убеждений. Даже в XII веке, спустя 2500 лет после Исхода из Египта, Маймонид свидетельствовал о том, что жрецы продолжали поддерживать в египтянах веру в идолопоклонство и носили одежду из смеси льна и шерсти.
Если египтяне-идолопоклонники на протяжении 2500 лет имели возможность вселять друг в друга надежду, иудеи могли дарить веру и в течение гораздо более длительных периодов времени. Мне ничего не известно о том, какую одежду носят египтяне-идолопоклонники сегодня, но я твердо знаю, что евреи продолжают следовать заветам Творца, неся свет народам мира и поддерживая идеи монотеизма. Пусть же каждый из нас укрепит свою веру в Б-га и в обещанное им освобождение. Как когда-то Он освободил наших предков из египетского рабства, так и нас Он может избавить от насущных забот и изгнания, в котором мы пребываем, в наши дни. Амен!
Статья основана на комментариях Ве Ло Од Эла раввина Элиягу Хаитамари и Пиркей де Рабби Элиэзер, гл.21.
Лейзер Гурков
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См. заключение Маймонида к Хильхот Тмура, где он перечисляет различные предположения относительно причин, лежащих в основе подобных хуким.
2. Путеводитель растерянных 3:37. См. Сефер Ха-Мицвот, запрещающую заповедь 42, где сказано, что подобная практика была применима в Египте в дни Маймонида. Этот же пример приводится в Сефер Хинух, в пояснениях к данному запрету.
3. Пиркей де Рабби Элиэзер, гл. 21. См. также утверждение Аризаля, процитированное в Шаар Маамарей Рашби (Паршат Мишпатим) о том, что Моше Рабейну стал воплощением Авеля, а египтянин, которого убил Моше, — воплощением Каина (Шмот 2:12). Это мнение совпадает с предположением, высказанным в Пиркей де Рабби Элиэзер, гл. 21, согласно которому Каин говорил Б-гу о «праведном человеке, который узнает Твое великое имя и который убьет меня». Рабби Элиягу Хаитамари (в комментарии Ве Ло Од Эла к этой главе) дает объяснение тому, как Моше убил египтянина, — произнеся святое имя Б-га (см. комментарий Раши на Шмот 2:14).
4. Шмот 5:2. Затем фараон продолжил: «Не знаю я Б-га, и Израиль тоже не отпущу!»
5. Шмот 14:13, Дварим 17:16 и 28:68. См. Иерусалимский Талмуд, трактат Сукка 4:1, и Мехильту на Шмот 14:13. Также см. труд Маймонида «Сефер Ха-Мицвот», запрещающая заповедь 46.
6. У этого правила есть два исключения. Смешивать лен с шерстью разрешалось для одежды священников в Святом Храме и в случае с цицит — когда шерстяные нити прикреплялись к четырем концам льняного полотна. Эти одежды надевались по причине их высшей святости.
7. Ношение одежды из льна, несмотря на то, что он олицетворяет Египет, не противоречит святости. А в тот момент, когда Египет не противоречит святости, он является ценностью сам по себе, творением Всевышнего, имеющим свою цель. См. Торат Менахем — Хитваадуйот 5745, стр.2522. Еще одна причина запрета, упоминаемая Рамбаном и Рабейну Бехайей в комментариях к Ваикра 19:19, заключена в том, что шерсть и лен символизируют разные сферы животной и растительной жизни. У каждой из них есть свой источник жизни на небесах, и смешение этих каналов жизни негативно сказывается на их целостности. Смешивание таких материалов разрешалось в Храме (и при изготовлении цицит), так как Храм (по утверждению каббалистов, тот же уровень святости присущ и цицит) представляет собой первичную точку сотворения, в которой берут начало все каналы жизни. В этой точке нет необходимости думать о смешении и его негативных последствиях, поскольку в ней пересекаются все каналы жизни. Только после того, как они отделяются друг от друга и начинают свой собственный путь, такое смешивание может ослабить их. Такой подход также помогает нам понять, почему ношение одежды из льна как таковое не запрещено.