Top.Mail.Ru

Что еврейского в аскетизме?

17.04.2013

Однажды великий каббалист рабби Йегуда Лёв, более известный как Махарал из Праги, рассказал своим ученикам, что маца считается символом свободы потому, что она представляет собой хлеб бедняков, изготовленный лишь из муки и воды. Обычный хлеб, состав которого обогащен другими ингредиентами, приобретает характерный аромат и структуру. Маца же «независима» — и потому воспета как хлеб ничем не обремененной свободы (комментарий Махарала на первые слова Агады «Хей лахма ания»).


На первый взгляд, концепция эта поддерживает аскетический образ жизни. Аскет воздерживается от материальных удовольствий и роскоши по причине их тлетворного влияния на духовную чистоту. Материальные удовольствия обременяют нас заботами, ответственностью и мыслями, загрязняющими наш разум и очерняющими нашу благодетель и преданность Б-гу. Но как, в таком случае, мы должны трактовать данное Б-гом Аврааму и озвученное через Моше Рабейну обещание о том, что наши предки освободятся из египетского рабства и выйдут из этой страны с великим богатством? Если аскетизм — это символ свободы, то почему Б-г решил нагрузить чистый разум евреев мыслями о материальном преуспевании?

Близкий по смыслу вопрос задается в главе из Торы, которую мы читаем на этой неделе, где звучит призыв стремиться к святости, ибо Всевышний свят (Шмот 19:1). Понятие кдуша, обычно переводимое как «святость», в действительности означает «преданность чему-либо», целенаправленное сосредоточение на единственной цели (Талмуд, тр. Киддушин 2b). Таким образом, наставление о святости является не чем иным, как требованием отречься от материальных благ в пользу того, что угодно Б-гу.

Тем не менее, когда Тора подробно говорит о понятии «кдуша», она требует проявлять уважение к родителям, быть щедрым и честным, отказаться от клеветы и злословия, ненависти и мести, идолопоклонства и язычества. Все вышеперечисленное предполагает ведение «материального» образа жизни, но никак не аскетичное пуританство. Ведь аскет и так уже отдален от общества и практически лишен возможности клеветать, ненавидеть или нечестно вести бизнес.

Чего же хочет Б-г? Какой образ жизни можно назвать истинно еврейским?

По мнению основателя хасидизма Баал Шем Това (Бешта), и аскетизм, и материализм являются истинно еврейскими ценностями. Всевышний поддерживает в нас отказ от низменного в пользу духовного, но, вместе с тем, Он желает, чтобы мы использовали все возможности мира, в котором живем, включая и материальную его составляющую (слова рабби Дов-Бера (Магида из Межерича), Ор Тора 101b, раздел 413).

Чтобы помочь нам разрешить это противоречие, Бешт обращается к идее Б-жественных искр. Еврейские мистики указывают, что каждый материальный объект наделен искрами, происходящими из Б-жественного пламени. Эти искры заложены во всем, что находится в нашем владении: в носимой нами обуви, в нашей пище, в жилище и даже в том, с помощью чего мы зарабатываем деньги.

Искры эти продолжают существовать в материальных объектах до тех пор, пока человек использует их для служения Творцу. Когда мы отдаем наши деньги на благотворительность, эти мистические искры, пребывающие в месте, где мы заработали их и в предметах, при помощи которых мы это сделали, а также в людях, вместе с которыми мы получили прибыль, освобождаются из «материального плена» и возвращаются к своему первоисточнику. Смысл существования каждого материального объекта заключается в служении Б-гу, и когда это происходит, цель считается достигнутой.

Однако на деле все обстоит не так просто. Во-первых, любой из материальных объектов может включать в себя несколько искр. Это означает, что один-единственный объект может быть предназначен для многократного служения Б-гу. Каждый раз, когда человек использует этот объект, рождается новая Б-жественная искра. Другие искры остаются заключенными в объекте до тех пор, пока мы вновь не используем его для служения Создателю.

Важное значение имеет также предназначение искр. Искры, содержащиеся в одном материальном объекте, могут быть предназначены для нескольких людей. Дом, в котором я живу, несет в себе искры, предназначенные для меня, но также и искры, предназначенные как для предыдущего его обитателя, так и для тех, кто будет жить в нем после меня.

Именно здесь и заключена основная мысль, которую хотел донести до нас Бешт. Физические объекты, владельцем которых я являюсь, были предназначены для меня еще до Сотворения мира, но они начали принадлежать мне в тот момент, когда их прежние владельцы извлекли те искры, которые предназначались именно для них. В дальнейшем эти объекты будут моими только до тех пор, пока я не извлеку из них свои искры. Как только я исполню свою миссию, Б-жественное провидение сделает так, что я передам тот или иной объект во владение другим людям, которые, в свою очередь, также извлекут из него свои Б-жественные искры.*

Подобный подход позволяет нам понять, почему иудаизм не может поддерживать в нас стремление вести аскетический образ жизни. Мы уже не можем отказаться от материальных благ, которые были даны нам Б-жественным провидением, равно как и от возложенной на нас миссии, имеющей прямое отношение к этим благам. Эти искры принадлежат нам, а мы — им. Эту связь можно сравнить с браком, заключенным на небесах.

С другой стороны, прав и Махарал. До тех пор, пока мы стеснены избытком принадлежащих нам материальных ценностей, а также желаний и возможностей, мы не может считать себя истинно свободными людьми.

Значит, правильная стратегия состоит в том, чтобы относиться ко всему, что принадлежит нам, как к объектам, истинным владельцем которых является Б-г. Эти объекты даются нам на некоторое время, чтобы с их помощью мы могли исполнить возложенную на нас миссию. Они появляются в нашей жизни исключительно в нужный момент и уйдут из нее тогда, когда это будет необходимо. Они принадлежат нам не для того, чтобы мы сосредоточились на них, а чтобы мы вернули их истинному владельцу — Всевышнему. Они появляются не для того, чтобы тешить наше самолюбие, но потому, что с их помощью мы служим Б-гу.

Такое отношение к материальным ценностям — залог истинной свободы; оно привносит в нашу жизнь ясность и позволяет нам оставаться свободными от всего, чем мы владеем. Наша жизнь может стать простой и красивой, удобной и свободной от излишеств, приносящей радость и сосредоточенной на определенной цели. Да, это парадокс, но иудаизм основан именно на таких парадоксах.

Лейзер Гурков

ПРИМЕЧАНИЯ

* Эта мысль лежит в основе изречения из Талмуда, согласно которому «человек не касается того, что предназначено другому». Не стоит переживать о потере дохода или собственности. То, чем нам суждено владеть, станет нашим, даже если кто-то попытается отобрать у нас этот объект. С другой стороны, если мы теряем этот объект, то знаем, что ему было суждено стать собственностью другого человека, который сможет извлечь из него «свои» Б-жественные искры. Этот подход верен и в случае ужасного преступления — кражи. Вор лишает возможности исполнить свою миссию как жертву, так и предмет кражи. Сам же вор не сможет извлечь из украденного Б-жественные искры, потому что они не предназначены ему.

Tэги: АСКЕТИЗМ
{* *}