Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
23.04.2013
Если, как сказано в Теилим, «земля и все, что ее наполняет, принадлежит Творцу», имеет ли понятие «кража» право на существование? Возможно ли забрать у человека нечто, что ему и так не принадлежит?
Хасиды любят рассказывать историю об одном еврее, который слишком легкомысленно относился к своим долгам. Его беспечность привела к тому, что в конце концов кредиторы поняли, что у них нет иного выхода, кроме как сообщить о сложившейся ситуации местному ребе. Цадик пригласил должника к себе и спросил его:
— Говорят, что ты берешь в долг деньги и не отдаешь их, а затем снова берешь кредит, и его тоже не возвращаешь...
— Но ребе! — воскликнул нерадивый должник. — Ты же сам учишь нас тому, что этот мир — ничто, заботы о материальной стороне жизни не играют никакой роли, равно как и сами деньги! Чего они подняли такой шум из-за нескольких рублей? Все это — не стоящая ничего суета!
— Если так, — ответил ребе, — то давай возьмем это «ничто» (при этом он указал на должника) и положим его на вот это «ничто» (тут ребе показал на стол) и при помощи вот этого «ничто» (это был ремень) как следует выпорем первое «ничто».
* * *
В этой смешной, на первый взгляд, истории кроется серьезный вопрос. Если, как сказано в Теилим, «земля и все, что ее наполняет, принадлежит Творцу», имеет ли понятие «кража» право на существование? Возможно ли забрать у человека нечто, что ему и так не принадлежит?
Конечно, Всевышний повелел нам: «Не укради». Таковы правила игры. Но, может быть, в том то все и дело, что это — игра. Всевышний как бы говорит: «Давайте сделаем вид, что этот дом принадлежит Моше, а эта машина — Ицхаку. А теперь, Ицхак, запомни: ты ни в коем случае не должен поджигать дом Моше. А ты, Моше, не можешь пользоваться машиной Ицхака без его согласия». Неужели все сводится к этому?
Согласно Мидрашу, третья заповедь («Не произноси имени Господа, Б-га твоего, всуе») и восьмая («Не укради») по большому счету указывают на одно и то же. В Торе действительно говорится о том, что финансово нечистоплотный человек «предает Б-га». (Ваикра 5:20) Рабби Акива объяснил это так: «Обманывая своего ближнего, человек обманывает и Б-га — Третью сторону в каждой из сделок».
Формально эти слова можно соотнести с тем, что мы говорили ранее о «правилах игры». Проблема кражи заключается не в посягательстве вора на то, что «принадлежит» другому (поскольку все так или иначе на самом деле принадлежит Творцу), а в том, что он нарушает данную Б-гом заповедь — «не укради».
Но если это так, развивает мысль Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон, благословенна его память, почему рабби Акива говорит о Б-ге как о «Третьей стороне в каждой из сделок»? Неужели в этом случае Он не является единственной стороной? Мы же говорим о том, что украдена машина, принадлежащая Б-гу, и сам факт того, что Он решил сделать вид, будто это машина Ицхака, не имеет никакого значения!
Но рабби Акива не ошибся. Вспомните слова «земля и все, что ее наполняет, принадлежит Господу». Цитируя их в Талмуде, рабби Акива дает следующее разъяснение: «Он приобрел и завещал этот мир и управляет им». Что это означает? Ведь мир принадлежит Б-гу потому, что Он создал его? А если Создатель «завещал» этот мир, значит, он Ему уже не принадлежит!
Любавичский Ребе комментирует слова рабби Акивы следующим образом: очевидно, мир принадлежит Б-гу потому, что Он создал его. Но затем Всевышний возжелал, чтобы мир стал Его собственностью с более глубокой и значимой точки зрения — и завещал его человеку.
Владеть миром потому, что ты создал его, — бессмысленно. По нашим меркам, это подобно тому, как если бы мы придумали новую жизнь и пытались бы получить удовлетворение от собственной фантазии. А все потому, что для того, чтобы нечто обрело в наших глазах реальность, нам важно показать его существование окружающим.
Всевышний стремился к тому, чтобы получать удовольствие от созданного Им мира, поэтому Он и даровал его нам, попросив разделить это счастье с Ним. Вот почему Он сказал: «Моше, это твой дом. И я не шучу — он действительно принадлежит тебе. Мне хотелось бы, чтобы ты поступил с ним следующим образом: прикрепи на косяках дверей мезузы — небольшие свитки пергамента, на которых перечислены основные аспекты наших с тобой отношений. Я хочу, чтобы в твоем доме была кошерная кухня. А еще — чтобы твой дом стал территорией, где большое значение придается сохранению чистоты семейной жизни, где дверь всегда открыта для тех, кому нужна помощь, местом, где будут изучать Тору.
Конечно, Я мог бы просто поселить тебя в этом доме и дать тебе все те же указания, не делая его твоей собственностью. Но в этом случае ты исполнял бы Мои повеления не задумываясь, как робот. Ты ощущал бы, что этот дом на самом деле тебе не принадлежит, а все твои действия не являются твоими собственными достижениями. И тогда этот дом не был бы и Моим в полном смысле слова, но просто одним из созданных Мной объектов.
Поэтому я отдал дом тебе. Ты воспринимаешь его как свою собственность. Ты ощущаешь, что все, что ты делаешь с ним, является твоим достижением, потому что так оно и есть. А пользуясь дарованной Мною свободой выбора, ты приглашаешь Меня в свой дом и делаешь его пристанищем для Меня в этом мире. И тогда дом в действительности принадлежит Мне именно так, как я этого хочу.
Но, пожалуйста, не кради у Ицхака его машину. Ведь Я принимаю участие в любой финансовой сделке, которую вы заключаете друг с другом. Лишая Ицхака дарованной Мною собственности, ты крадешь ее и у Меня. Таким образом, ты делаешь бессмысленным сам факт того, что Мой мир принадлежит Мне».
Янки Таубер