Top.Mail.Ru

Учись у Аарона

24.05.2013

Недельная глава Бехаалотха начинается с того, что Всевышний повелевает Аарону зажечь светильники меноры — семисвечника, находившегося в Мишкане. Символизм меноры и самого процесса зажигания светильников обсуждает в своих беседах Любавичский Ребе.


Любовь Аарона


Аарон, чьи обязанности первосвященника описаны в недельной главе, был известен своей любовью ко всем творениям Всевышнего. Гилель сказал о нем: «Учись у Аарона — цени мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе» (Пиркей Авот 1:12).

В чем заключалась особенность образа жизни Аарона, являющаяся высшим примером распространения духовного света Торы? В том, что он не ждал, пока тот, кто пребывает во тьме, придет к свету, а сам приходил к нему. По словам Гилеля, он приходил к «ближним своим», то есть к тем, у кого нет иной заслуги, кроме той, что они являются творениями Всевышнего (Тания, часть 1, гл. 32). При этом Аарон «приближал их к Торе», но не Тору к ним. Он не упрощал Тору и не пытался найти компромисс со всеми ее требованиями, чтобы опустить ее на уровень этих людей. Он не опускал уровень Торы, а возвышал до ее уровня людей.

Зажигание светильников

Этот аспект жизни Аарона приводится в недельной главе, где он описывается так: «Когда будешь зажигать [букв. «поднимать»] светильники, то к лицевой стороне меноры да обратят свет эти семь светильников» (Бемидбар 8:2).

Светильники меноры в Храме символизируют еврейскую душу — «душа человека — светильник Господень, исследующий все тайники утробы» (Мишлей 20:27). А количество светильников меноры (7) олицетворяют семь типов еврейских душ (Ликутей Тора, начало главы Бехаалотха). Задача Аарона заключалась в том, чтобы возвысить каждую душу, раскрыть Б-жественный потенциал каждого еврея, скрытый в его подсознании.

Мудрецы пытались найти объяснение тому, почему в данном случае в Торе используется слово «возвысить» (ивр. бехаалотха) вместо более очевидного «зажечь» или «осветить». Их вывод был таким: Аарон должен был зажигать светильники меноры «до тех пор, пока пламя не начнет подниматься самостоятельно» (Сифра к Ваикра 24:2; Талмуд, трактат Шаббат 21a; комментарий Раши к Бемидбар 8:2).

Таким образом, духовное достижение Аарона заключалось не только в том, что он зажигал духовное пламя в еврейском народе, но и в том, что он поднимал людей на уровень, на котором они поддерживали этот огонь своими силами. Он не просто окружал себя учениками, людьми, зависящими от его вдохновения, но пробуждал в них любовь к Б-гу.

Три правила

Есть три правила, касающиеся меноры как в Мишкане, так и в Храме (Талмуд, трактат Йома 24b; Мишна Тора, Хилхот Бейт Хамикдаш, гл. 9).

Первое правило: светильники меноры мог зажечь любой еврей, даже не являющийся коэном.

Второе правило: подготавливать светильники, наливая в них масло и вставляя фитили, мог только коэн.

Третье правило: зажигать менору можно было только в Святилище Храма.

Эти правила аналогичны условиям, в которых начинается духовное пробуждение человека, разжигание светильника его души.

Во-первых, распространение света Торы не является исключительным правом коэна или немногих избранных. Эта задача возлагается на каждого еврея как привилегия и как обязанность. Говоря «учись у Аарона», Гилель обращается к каждому из нас.

При этом подготовку к зажиганию светильников меноры мог выполнить только коэн. Конечно, можно предположить, что для достижения цели — приближения еврея к жизни по законам Торы — все средства хороши; что ради этой цели мы по собственной инициативе можем допускать компромиссы. Именно по этой причине установлен закон, согласно которому не каждый вправе устанавливать допустимость тех или иных толкований и средств. Это решение возложено на коэна.

Кто есть коэн? Во времена Храма, когда евреи впервые обрели свою землю, у коэнов, в отличие от остальных колен, не было своего удела. «Б-г будет его уделом», — вот каково было наследие коэнов. Как говорил Рамбам (Мишне Тора, Хилхот Шмита Вейовель 13:13), «не только колено Леви, но любой человек из любого места, душе которого угодно... отделиться и стать перед Всевышним и служить Ему», — он и только он становится учителем, словам которого мы должны следовать.

А место, в котором должны зажигаться светильники, — это Храм. Существуют определенные нюансы и уровни святости. Храм не является единственным святым местом, но особая миссия возжигания пламени не могла быть выполнена ни в каком ином месте, наделенном меньшим уровнем святости. Мы должны пробудить свой собственный дух и дух окружающих, достигнув высшего уровня святости.

Семь светильников меноры

У меноры в Храме было семь светильников, олицетворяющих семь типов еврейских душ. Призвание некоторых душ заключено в служении Всевышнему любовью и добротой (хесед), другие делают это в страхе и устрожении (гвура), третьи объединяют первые два типа (тиферет). В целом существует семь путей служения Б-гу, и каждый еврей выбирает из них тот, который соответствует его личному направлению. Все эти пути объединяет одно: они в равной степени освещены пламенем Торы: они наполнены любовью и изливают свет истины в самом Святилище. Затем этот свет освещает весь мир.

Особенность Храма заключалась в том, что его окна были «широкими и узкими» (Мелахим I 6:4) одновременно. Мудрецы комментируют это так: «Они были широкими снаружи и узкими изнутри, ибо Я (Б-г) не нуждаюсь в свете» (Талмуд, трактат Менахот 86b; Ваикра Раба 31:7). В отличие от других зданий, чьи окна были сконструированы так, что пропускали свет вовнутрь, Храм был построен таким образом, чтобы освещать весь мир.

Источником этого света были светильники — души евреев. И, несмотря на то, что каждая из них уникальна и наделена особыми талантами, способствующими служению Творцу, совершаемому конкретным человеком, всех их объединяло одно качество: они были источниками света.

Общая цель усилий каждого еврея заключена в том, чтобы нести миру свет Торы. Средства достижения этой цели могут быть разными: кто-то делает это в строгости, кто-то — в любви. Но для тех, кто избирает путь любви, цель и средства равнозначны: целью, как и средством, является свет. Таков был путь Аарона: «любить мир и стремиться к миру, любить людей и приближать их к Торе». Таким же был путь великих лидеров движения ХАБАД во всех поколениях: воспламенять спящие души евреев, где бы они ни находились; оставаться рядом с ними, а не над ними; быть добрыми, а не строгими и приближать их к Торе.

Пересказано раввином Джонатаном Саксом
на основе бесед Любавичского Ребе


{* *}