Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
03.07.2013
Глава из Торы, в которой описаны сорок две остановки наших предков в пустыне, называется «Масъэй» — «Путешествия» (Бемидбар 33:1). Она не названа «Остановки», «Поселения» или «Лагеря» потому, что евреи никогда не рассматривала эти пункты своего пребывания в качестве мест для постоянного проживания, пока не прибыли в место назначения — землю Израиля.
Путешествие
Жизнь — это путешествие со множеством станций на пути, некоторые из которых нам нравятся, а другие — не очень. Но, задерживаясь на приятных для нас станциях, мы можем забыть, что еще не прибыли в пункт назначения.
Всевышний даровал нам жизнь с определенной целью. Он отправляет наши души с небес на землю. По окончании земного путешествия каждой души Он возвращает ее к Себе. Во время путешествия души должны исполнить определенную миссию — чтобы иметь возможность вернуться к своему источнику не с пустыми руками.
Достижение каждой из душ невозможно оценить в терминах времени, поскольку успехи, достигнутые в этих рамках, невозможно забрать с собой на небеса.
Три друга
В одной старинной притче рассказывается о человеке, у которого было три друга, причем только по их поведению на похоронах стало возможно понять, кто из этих друзей — настоящий. Первый друг просто не придет на похороны. Второй будет на них присутствовать, но сможет проводить нас только на кладбище. А третий друг провожает усопшего до самого конца — пока его душа не попадает в рай.
Уверен, вы уже догадались, что первый друг — это наши материальные ценности: дома, машины, банковские счета и прочее имущество. Все эти вещи служат нам в течение жизни, но не уходят с нами в мир иной. Следовательно, они не приходят на кладбище, чтобы попрощаться со своим бывшим хозяином. Вместо этого они начинают служить новым людям.
Второй друг — это наша семья и близкие друзья, люди, которые окружали нас всю жизнь. Они любят нас и поэтому провожают на кладбище, но дальше дорога для них закрыта. Именно тут мы прощаемся со всеми, кто был нам близок. Душа усопшего отправляется на небеса, а все, кто любил его, остаются на земле.
Единственные друзья, которые сопровождают нас везде и всегда, это наши добрые дела: пожертвования на благотворительность, уважение и почитание родителей и изучение Торы — все это характеризует нас с лучшей стороны, когда мы возвращаемся на небеса.
Приоритеты
Тем не менее в течение всей жизни большую часть времени и сил мы уделяем первой категории друзей, и делаем это за счет друзей второй и третьей категорий. Причина этого заключается в том, что мы просто забываем о том, что находимся в пути. Мы чувствуем себя так комфортно на определенном жизненном этапе, что начинаем видеть потребности и интересы, актуальные именно и только для него.
Предположим, вы отправились навестить вашу маму и остановились на ночлег в прекрасном отеле с видом на живописное озеро и горы. Вас настолько восхитил этот отель, что вы решили задержаться в нем еще на один день. Этот день неожиданно перетек в целую неделю, по прошествии которой вы решили снять в этом месте квартиру, найти работу, построить дом и остаться на этом прекрасном озере навсегда. Но однажды вам позвонит мама, чтобы спросить, почему вы так и не навестили ее. И тогда вы поймете, что несколько увлеклись.
Станции нашей жизни
В нашей жизни несколько основных станций: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов полон присущими только ему радостными моментами, испытаниями и обязательствами. Но есть у них и общая черта: все они — остановки по ходу путешествия от рождения до смерти и дальше. Мудрый человек помнит о том, что он в пути, и не поддается очарованию той или иной остановки, на которой он оказался в определенный момент жизни.
Он помнит о том, что причина, по которой он оказался на этой станции, заключается в необходимости исполнить заповедь, которая на других этапах жизни для него недоступна. Став взрослыми, мы можем служить Всевышнему таким образом, который недоступен детям, и наоборот. Мы становимся родителями не потому, что страстно желаем испытать все радости воспитания детей, а потому, что в качестве родителей открываем для себя новые способы служения Творцу. Эти формы служения скапливаются на протяжении всей жизни и в ее конце являют собой общий итог наших достижений, который мы предъявляем, представ перед Б-гом.
Имя
Присущая нам забывчивость никогда не была отличительной чертой наших предков, которые вышли из Египта и отправились в землю Израиля. Несмотря на то, что они провели 40 лет в странствиях по пустыне и иногда разбивали лагеря на продолжительное время, они никогда не забывали о том, что продолжение пути — это единственный способ достичь цели. Одна из остановок народа Израиля длилась 21 год, но евреи и тогда рассматривали себя как путников. В мыслях они всегда были в пути.
Вот почему глава из Торы, в которой описаны сорок две остановки наших предков в пустыне, называется «Масъэй» — «Путешествия» (Бемидбар 33:1). Она не названа «Остановки», «Поселения» или «Лагеря» потому, что евреи никогда не рассматривала эти пункты своего пребывания в качестве мест для постоянного проживания, пока не прибыли в место назначения — землю Израиля.
Мы тоже пребываем в пути. Все богатства, удовольствия и радости нашего путешествия не так важны. Важно то, что мы, обогатив свои знания и приобретя новый опыт, приходим в место назначения.
Притча
Есть притча о богатом купце, который, путешествуя, проезжал через город Межерич. Устроиться на ночлег на постоялом дворе он не смог и поэтому принял приглашение знаменитого рабби Дов-Бера, Магида из Межерича. Поразившись царившей в доме Магида нищете, купец с удивлением спросил, как можно жить в такой обстановке.
— Да ведь я богаче, чем ты, — воскликнул Магид, — не пригласи я тебя к себе на ночлег, у тебя и крыши над головой не было бы!
Купец ответил, что живет в прекрасном благоустроенном доме, но сейчас, будучи в пути, он готов обойтись меньшим.
—Я тоже нахожусь в пути, поскольку жизнь — это путешествие с земли на небо, — улыбнулся Магид.
Этот ответ доносится до нас через поколения, как эхо, и проникает прямо в наши сердца.
На основе Сефер Таам ва-Даат
Лейзер Гурков