Top.Mail.Ru

Девять дней до Девятого ава

08.07.2013

8 июля 2013 - первый день еврейского месяца ав, отмечаемого в еврейском календаре как День скорби и траура, день разрушения Храма. «Кицур Шульхан Арух» напоминает нам о том, что запрещается делать в дни, предшествующие Девятому ава.

1. Семнадцатого тамуза началась полоса бед, завершившаяся разрушением Храма. Потому этот период называется на иврите бейн а-мецарим («в теснинах») (Книга Эйха, которую читают Девятого ава): «Все преследователи настигли ее в теснинах» (Эйха, 1:3). В течение трех недель — от Семнадцатого тамуза до Девятого ава — соблюдают ряд траурных обычаев.

а) Не женятся — даже те, кто еще не исполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь». Разрешено совершать помолвки и устраивать по этому поводу трапезы, но только до 1 ава. После этой даты разрешено лишь сватовство; при этом ограничиваются легким угощением, например из кондитерских изделий.
б) Не слушают музыку и не играют на музыкальных инструментах. Еврей-музыкант ради заработка имеет право играть для неевреев — опять же до 1 ава, но не в дни Семнадцатого тамуза и Девятого ава.
в) Согласно обычаю, начиная с 1 ава не едят мяса и не пьют вина. Исключение составляют субботние трапезы и трапезы, устраиваемые в честь исполнения заповеди.
г) Не произносят благословения «Шегехеяну» (даже в субботу) поэтому не покупают плоды нового урожая, не покупают и не надевают новую одежду. (Совершая выкуп первенца, «Шегехеяну» произносят.)
д) Не стригутся сами и не стригут кого-либо, даже маленьких детей.
е) В последнюю перед Девятым ава неделю не стригут ногти. Однако это разрешено женщине, которая готовится к посещению миквы, и моэлю перед совершением обрезания.
ж) В течение всех этих дней не бьют детей — даже за тяжелые проступки.

2. С начала месяца ав входят в силу дополнительные ограничения. Так, в эти дни не строят здания, предназначаемые для развлечений, а частное строительство продолжают лишь в случае острой необходимости. (Исключение делается лишь тогда, когда подрядчик-нееврей ни в коем случае не соглашается прервать строительство.) Не переезжают на новую квартиру.

Если еврей ведет тяжбу с неевреем и предстоит судебное разбирательство, он должен постараться сделать так, чтобы суд отложили до окончания месяца ав или, в крайнем случае, до 11 ава.

В месяце ав освящение луны не совершают ранее исхода Девятого ава.

3. С 1 по 9 ава не едят пищи, приготовленной на мясном соусе или бульоне. Тот, кому необходимо есть мясо по состоянию здоровья (например, роженицы), все же должен отказаться от этого начиная с 7 ава (в этот день вражеские солдаты ворвались в Храм). Однако во время трапезы в честь совершения заповеди (например, церемония обрезания или выкуп первенца) разрешается есть мясо и пить вино даже в канун Девятого ава — но только до полудня и при условии, что в трапезе участвуют лишь ближайшие родственники и не более десяти ближайших друзей, которых обычно приглашают на подобное торжество.

4. С 1 по 9 ава не стирают белье и одежду и не отдают их в стирку даже неевреям. Не надевают чистую одежду, пусть и выстиранную ранее. Лишь в честь субботы разрешается надеть праздничную одежду, застелить стол белой скатертью и поменять полотенца, как это обычно делают, готовясь к Шаббату.

Исключение делается для женщины, начинающей счет «семи чистых дней»: она надевает чистое белье и стирает его, если это необходимо. Кроме того, стирают детские вещи, если нет дополнительной смены.

5. С 1 по 9 ава не шьют новую одежду, даже у портного-нееврея. Исключение делают для жениха и невесты, свадьба которых состоится сразу после Девятого ава, и то при условии, что свадебные наряды шьют неевреи. (До 1 ава в случае необходимости одежду может сшить и портной-еврей.)

6. С 1 по 9 ава не моются даже холодной водой. Исключение делается для тех, кому это необходимо по состоянию здоровья или для поддержания нормального самочувствия. Так, тому, кто моется каждый день, разрешается мыться и в эти дни — даже горячей водой и с мылом. Женщина, которая готовится посетить микву, моется, как в обычные дни.

7. Если Рош Ходеш месяца ав совпадает с субботой, в пятницу разрешается мыться горячей водой каждому, кто обычно делает это в пятницу. Однако в канун последней перед Девятым ава субботы разрешается вымыть горячей водой только лицо, руки и ноги, а тому, кто всегда в пятницу моет голову, — вымыть ее горячей водой без мыла. Однако если необходимо смыть грязь и пот, эти ограничения снимаются.

Мужчине, который каждую пятницу окунается в воды миквы, в канун этой субботы разрешается окунуться в микву с холодной водой. Тому, кто лишь изредка посещает микву, запрещено даже это.

8. Имеет право подстричься тот, у кого 30-дневный траур после кончины близкого родственника заканчивается 18 тамуза или позже — вплоть до кануна Рош Ходеша месяца ав. Начиная с 1 ава он обязан соблюдать те же ограничения, что и все.

9. Если в один из дней между 1 и 9 ава надо совершить обрезание, то отцу и матери младенца, моэлю и сандаку, а также женщине, которая вносит младенца в помещение, где должно совершиться обрезание, разрешается надеть праздничные одежды (но не мужчине, который первым принимает младенца из рук этой женщины). Если есть в этом нужда, они имеют право также подстричься, но лишь в том случае, если церемония обрезания должна состояться до последней субботы перед Девятым ава.

10. В последнюю перед Девятым ава субботу для чтения «гафтары» принято вызывать раввина, умеющего читать ее на особый траурный мотив.

11. В течение трех недель между Семнадцатым тамуза и Девятым ава принято в дополнение к обычной ежедневной норме изучения Торы (см. выше, гл. 27) изучать первоисточники, описывающие иерусалимский Храм: главы 40-43 из книги пророка Йехезкеля, трактат Мишны «Мидот» и главу «Законы о Храме» из кодекса «Мишне Тора» Рамбама. Мысленно восстанавливая Храм, мы тем самым способствуем тому, чтобы он в действительности был вскорости восстановлен.

12. Принято в период между 1 и 9 ава заканчивать изучение какого-либо трактата Талмуда (сиюм), чтобы в честь этого радостного события устраивать праздничную трапезу. Некоторые авторитеты Галахи последних поколений разрешают устраивать сиюм также в честь завершения изучения отдельных глав из трактатов Талмуда и даже других священных книг. Смысл этого обычая заключается в том, чтобы преодолевать траур радостью в честь совершения заповеди. По той же самой причине в каждую из суббот между Семнадцатым тамуза и Девятым ава избегают даже малейшего напоминания о скорбном характере этого периода — наоборот, стараются умножать веселье. Даже если канун Девятого ава совпадает с субботой, надевают нарядные одежды, едят и пьют так же, как во все остальные субботы.

Беременный месяц


{* *}