В еврейских источниках найдется немного фрагментов, которые по накалу страстей могли бы сравниться с первой главой Книги пророка Йешаягу, великого провидца, давшего особое имя Шаббату, предшествующему посту 9-го ава, самому печальному дню еврейского календаря. Эта книга — не просто великий труд. Она олицетворяет одну из пророческих истин, заключающуюся в том, что общество, отказавшееся от честности и справедливости, успешно развиваться не может. В наши дни истина эта особенно актуальна.
В Талмуде (трактат Шаббат 31a) сказано, что когда человек покидает этот мир и попадает в мир будущий, первый вопрос, на который он должен дать ответ, не будет напрямую связан с религией как таковой, а будет скорее касаться этики. Например: «Вел ли ты дела честно?» Раньше я удивлялся, почему раввины уверены, что все будет именно так. В конце концов, смерть — это «безвестный край, откуда нет возврата земным скитальцам». На мой взгляд, ответ на этот вопрос заключен в следующих строках из книги Йешаягу:
Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы! Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою, правители твои — законопреступники и сообщники врагов; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сирот, и дело вдовы не доходит до них (Книга пророка Йешаягу, 1:21-23).
Судьба Иерусалима зависела не от соблюдения религиозных предписаний, но от того, насколько честно ведут себя его жители. Они занялись очень прибыльным, но довольно сомнительным делом: портили монету, подмешивая к серебру более дешевые металлы, и разбавляли вино. Обнаружить такой обман было непросто, к тому же торговцы были озабочены лишь прибылью и не думали о том, что от этого пострадают их потребители.
Иерусалимская власть во времена Йешаягу стала, выражаясь современным языком, весьма коррумпированной. Чиновники пользовались властью в личных целях. Народ знал об этом или, по крайней мере, догадывался: Йешаягу сознательно не делал для своих слушателей никаких открытий. Тот факт, что люди не ожидали от власти ничего хорошего, красноречиво свидетельствовал о моральном падении общества.
По словам Йешаягу, в этом и заключается главная опасность: распространяющаяся ложь и коррупция подрывают моральные устои общества, превращают людей в циников, создают огромную пропасть между богатыми и бедными, могущественными и беззащитными, заставляют задуматься о том, зачем вообще нужно идти на жертвы ради общего блага, когда окружающие, похоже, руководствуются только личными интересами.
Народ, пребывающий в таком состоянии, — болен. Увиденное и описанное пророком ясно указывает, что организованная религия нередко является не решением проблемы, а ее частью.
Даже монотеисты в Иерусалиме нередко поддавались искушению и предавались волшебству. По словам Йешаягу, Всевышнего разгневало следующее:
«К чему Мне множество жертв ваших?» — говорит Всесильный... Когда предстаете передо Мной, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных! Воскурения ваши Мне отвратительны... Праздничных собраний не могу терпеть. Новомесячья ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя. Бремя они для Меня, тяжело Мне нести их. И когда вы простираете руки ваши, я закрываю глаза Мои; и когда вы умножаете моленья ваши, Я не слышу.
Порочный, коррумпированный человек не только верит в то, что сможет обмануть окружающих; он полагает, что сможет обхитрить и Б-га. Когда в бизнесе, финансовой, торговой и политической сферах рушатся стандарты морали, с людьми случается своего рода коллективное сумасшествие. Как говорят наши мудрецы:
адам бахуль аль мамоно («деньги заставляют человека творить безумства»). Люди начинают верить в то, что их образ жизни — самый правильный, что им всегда будет сопутствовать удача, а никакого возмездия, напротив, не последует. Они верят даже в то, что могут подкупить Б-га, чтобы Он «смотрел в другую сторону». Однако в конце концов, их планы неизбежно срываются.
Одно из пророчеств Йешаягу особенно актуально применительно к современному обществу, причем оно может быть рассмотрено и в рамках светского мировоззрения. Суть его в следующем: рыночная экономика должна сохранять нравственный характер. Лишенная моральных оснований, она рано или поздно рухнет.
Когда-то среди тех, кто не слишком внимательно прочел труды пророка свободной торговли Адама Смита, бытовало мнение, что рыночная экономика не имеет никакого отношения к морали: «Мы сыты не благодаря тому, что мясник, пивовар или пекарь благорасположены к нам, но лишь за счет того, что они заботятся о своих собственных интересах». Ярким преимуществом рыночной системы является то, что она превращает индивидуальный интерес отдельного человека в общее благо благодаря тому, что сам Смит называл «невидимой рукой». Мораль же не была частью этой системы. Она была просто не нужна.
Такая упрощенная трактовка концепции Смита неверна. В действительности мыслитель весьма серьезно относился к вопросам морали и посвятил этой теме книгу под названием «Теория нравственных чувств». Но в данном случае причина заключается также в недопонимании самих экономических механизмов. Спустя 200 лет эта проблема была разрешена в рамках теории игр благодаря парадоксальной дилемме заключенного. Суть ее вкратце состоит в следующем: представьте себе двух человек, которые стоят перед выбором: молчать, признаться в содеянном или обвинять другого. Их решение зависит от того, что совершил второй, но заранее этого узнать нельзя. В итоге дилемма демонстрирует нам, что если оба человека будут действовать рационально, учитывая собственные интересы, результат окажется плачевным для каждого. Таким образом дилемма опровергает основные условия рыночной экономики, согласно которым соблюдение личных интересов служит на благо всем.
Негативных результатов в дилемме заключенного можно избежать, только если эти двое регулярно попадают в схожие ситуации. В итоге они понимают, что причиняют ущерб друг другу и самим себе. Они учатся сотрудничеству, которое возможно лишь при условии взаимного доверия, которое, в свою очередь, является результатом честного и добросовестного поведения.
Иными словами, рыночная экономика зависит от нравственности, которая не рождается в условиях рынка сама по себе, но может быть разрушена им. Причина проста: если участники рынка сосредоточены лишь на прибыли и могут получить ее за счет других людей, такая гонка может привести к практике ведения теневого бизнеса («серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою»), затем к подрыву доверия и, в конце концов, разрушить рыночную систему.
Классическим примером такой последовательности событий стал финансовый кризис 2008 года. В течение 10 лет американские банки действовали весьма опрометчиво, выдавая ипотечные кредиты всем подряд и минимизируя возможные риски посредством определенных финансовых инструментов, настолько сложных, что позднее сами банкиры признавались, что не в полной мере понимают, как работали применяемые ими схемы. Эта практика продолжилась несмотря на предупреждение Уоррена Баффета, произнесенное им в 2002 году, согласно которому ипотечные кредиты стали «оружием массового финансового поражения». В результате произошел финансовый крах. Однако причиной последовавшей за ним глобальной депрессии и экономического спада стал совсем не он. Спад произошел потому, что банки перестали доверять друг другу. Кредиты уже не были доступными, как прежде, и мировая экономика постепенно зашла в тупик.
Ключевое слово, используемое как пророком Йешаягу, так и другими мудрецами:
эмуна, что в переводе с иврита означает «преданность» и «доверие». В гафтаре к главе из Торы, которую мы читаем на этой неделе, Йешаягу дважды использует словосочетание
кирья неемана («верный город»). Мудрецы говорят, что в раю каждого из нас спросят: «Вел ли ты дела бе-эмуна?» (что означает: «таким способом, который вызывал доверие»). Рыночная экономика зависит от степени доверия. Убери мы доверие и оставь только контракты, адвокатов, установленные правила и надзорные организации, рынок захлестнет волна скандалов, споров и ссор, поскольку находчивость тех, кто ищет возможности нарушать правила, всегда работает лучше, чем изобретательность тех, кто эти правила устанавливает. Единственным верным регулятором работы рынка является совесть, глас Всевышнего в сердце человека, запрещающий нам сознательно преступать нравственный закон в надежде на удачу, которая поможет избежать наказания.
Сегодня предостережение Йешаягу так же актуально, как и 27 столетий назад. Там, где нет нравственности, а движущей силой экономики и политики являются личные интересы конкретных людей, нет доверия, и по этой причине в обществе начинается раскол и распад.
В долгосрочной перспективе жизнь не раз доказала, что мы должны следовать словам пророков, а не мыслям о прибыли.
Раввин Джонатан Сакс