Top.Mail.Ru

Почему евреев так мало?

17.07.2013

Ближе к окончанию недельной главы Ваэтханан мы встречаем утверждение, которое на первый взгляд может показаться малозначимым, однако на самом деле оно чрезвычайно важно, поскольку предлагает новый взгляд на библейский образ народа Израиля: «Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас, ведь вы малочисленнее всех народов» (Дварим, 7:7).


Мы слышим об этом впервые. В книге Берешит Всевышний обещает праотцам, что их потомки будут многочисленны, как звезды на небе, песчинки на берегу моря и пыль земная, то есть их количество будет бессчетным. Авраам, в соответствии с обещанием Творца, стал праотцом не одного, а нескольких народов. В самом начале книги Шмот мы читаем о том, как члены семьи, насчитывающей не больше 70 душ в тот момент, когда они оказались в Египте, «плодились и размножались, и стали очень многочисленны и сильны — и наполнилась ими страна» (Шмот 1:7).

В книге Дварим Моше Рабейну трижды упоминает о том, что народ Израиля «как звезды небесные многочисленен» (Дварим 1:10, 10:22, 28:62). Царь Шломо говорит о «народе, который Ты избрал, великом народе, слишком многочисленном, чтобы его пересчитать или переписать» (Млахим I 3:8). Пророк Хошеа утверждает, что «народ Израилев будет подобен морскому песку, песчинки которого невозможно сосчитать» (Хошеа 2:1).

Каждая из этих цитат, равно как и множество других, подчеркивает именно численное превосходство сынов Израилевых. Как же в таком случае нам относиться к словам Моше, который говорит о малочисленности евреев? В Таргум Йонатан приводится мнение, согласно которому Моше говорит не о численности народа, а о его представлении о себе. Таргум Йонатан также приводит свой вариант перевода слов Моше, которые звучат не как «самый малочисленный из народов», а как «самый скромный и смиренный из народов». Раши дает схожий комментарий, цитируя Авраама («я же прах и пепел»), а также Моше и Аарона («мы же что?»).

Рашбам и Хизкуни дают более простое объяснение: Моше сравнивает численность евреев с семью народами, против которых они будут бороться за Ханаан. Всевышний же приведет евреев к победе, несмотря на то что в количественном отношении местные жители их превосходят.

Рабейну Бахья цитирует Маймонида, который сказал, что мы ожидали, что Царь, Владыка Вселенной, выберет Своим народом самый многочисленный народ в мире, поскольку «во множестве народа — величие царя» (Мишлей 14:28). Однако Всевышний не сделал этого. Следовательно, евреи должны смотреть на себя как на благословенный народ, который Создатель избрал (несмотря на его малочисленность) в качестве ам сгула (особого сокровища).

Рабейну Бахья вынужден дать несколько более сложный комментарий, чтобы объяснить противоречивость слов Моше, который в книге Дварим говорит и о малочисленности евреев, и о том, что их «много, как звезд на небе». Он превращает слова пророка в гипотетическое сослагательное наклонение, как если бы Моше сказал следующее: «Всевышний избрал бы вас в любом случае, даже если бы вы были самым малочисленным из всех народов».

Знаменитый комментатор Танаха Овадия Сфорно приводит простое и понятное объяснение: Всевышний избрал Свой народ не ради Своей славы. Если бы все определялось славой, то Он, несомненно, остановил бы Свой выбор на более сильном и многочисленном народе. Его выбор не имел никакого отношения к славе, зато был непосредственно связан с любовью. Он любил наших праотцов за их готовность и стремление услышать Его голос; поэтому Он любит и их потомков.

Тем не менее в этих словах присутствует некая идея, резонирующая со всей последующей еврейской историей. Исторически сложилось так, что евреи были и остаются малочисленным народом: сегодня мы составляем лишь 0,2% населения мира. На то есть две причины. Первая — тяжелые потери, которые выпадали на долю нашего народа на протяжении многих веков, как напрямую (через преследования, убийства, погромы), так и косвенно (за счет насильственного обращения в христианство или в ислам). Современные евреи составляют лишь незначительную долю того количества, которое могло бы быть, если бы не крестовые походы, инквизиция, погромы, Холокост и другие гонения.

Вторая причина — евреи никогда не стремились обращать в свою веру представителей других народов. Если бы наши предки делали это, то, возможно, сегодня евреи могли бы сравниться по численности с 2,2 миллиардами христиан или с 1,3 миллиарда мусульман. Приблизительно об этом пишет в своем комментарии Мальбин (раввин Меир Лейб бен Иехиэль Михаэль). В предыдущих стихах говорится о том, что евреи должны войти в землю, которую населяли семь народов: хетты, гиргашеи, эмореи, кнаанеи, призеи, хивеи и йевусеи. Моше предостерегает евреев от создания семей с представителями этих народов — не во имя сохранения «чистоты крови», а исключительно по религиозным причинам: «Ибо отвратит это сына твоего от Меня, и они будут служить другим богам». В интерпретации Мальбина Моше говорит народу Израиля следующее: «Не поощряйте браки с иноверцами для того чтобы увеличить количество евреев. Всевышнему не нужно количество».

Было время, когда евреи занимались прозелитизмом, довольно активно обращая в иудаизм представителей соседних народов. Так, царь Йоханан
I Гиркан из Хасмонейской династии силой обратил в иудаизм эдомитов, известных также как идумеяне. Все это происходило в эпоху Римской империи (I век н.э.). Евреи составляли тогда около 10% от населения империи, и многие римляне находили привлекательными для себя некоторые аспекты иудаизма. Языческие культы тогда активно «выходили из моды», и в некоторых крупнейших городах Средиземноморья жители начали активно перенимать законы и традиции евреев. Однако количество и строгость заповедей (в первую очередь обрезание) пугали потенциальных обращенных. В итоге евреи решили не идти на компромиссы со своим образом жизни ради того, чтобы привлечь в иудаизм новых адептов. На протяжении всей истории евреи часто делали выбор, раз и навсегда решив быть честными с собой и оставаться малочисленным народом, но не идти на компромиссы ради увеличения своей численности.

Почему же все-таки еврейский народ так и остался малочисленным? Возможно, на примере истории евреев Всевышний показывает человечеству, что народ может стать великим, не являясь многочисленным. Народы оцениваются не по численности, а по их вкладу в общечеловеческое наследие. Самым значимым доказательством из всех является то, что такой малочисленный народ, как евреи, смог дать миру огромное количество пророков, священнослужителей, поэтов, философов, мудрецов, праведников, законодателей, мистиков, комментаторов, раввинов, а также величайших писателей, художников, музыкантов, режиссеров, ученых, мыслителей, врачей, адвокатов, предпринимателей и изобретателей. Не соблюдая никаких пропорций относительно своей численности в общем населении мира, евреи становятся адвокатами, борющимися с беззаконием, экономистами, стремящимися избавить мир от нищеты, медиками, находящими новые способы борьбы с болезнями, и учителями, истребляющими неграмотность.

Для расширения духовных и этических горизонтов человечества числа вам не нужны. Но нужно вот что: чувство собственного достоинства каждого, ощущение силы и способности человека менять мир, понимание важности образования, создание атмосферы, в которой каждый сможет почувствовать свою часть коллективной ответственности, улучшение состояния человека и стремление равняться на высокие идеалы и воплощать их в жизнь, невзирая на поражения и неудачи.

Красноречивое доказательство этому мы находим в современном Израиле: будучи прикованными к позорному столбу при помощи мировых СМИ, израильтяне из года в год дарят миру новые чудеса в медицине, сельском хозяйстве, технике и искусстве, как будто в иврите просто не существует слова «невозможно». А если же мы иногда и чувствуем страх и угнетенность из-за сложного положения Израиля, всегда можно вспомнить слова Моше: «Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас, ведь вы малочисленнее всех народов».

Малочисленные? Да. Израиль и сегодня, как это было когда-то, окружен «народами, которые многочисленнее и сильнее». Но, вопреки всем законам истории, этот маленький народ пережил все великие империи и по-прежнему дарит миру надежду. Не обязательно быть большим, чтобы стать великим. Если вы открыты силе, которая выше вас, то вы превзойдете себя. Эту идею Израиль несет в мир и сегодня.

Раввин Джонатан Сакс

Tэги: МОШЕ
{* *}