Top.Mail.Ru

Как Яаков мог жениться на сестрах?

08.11.2013

В главе Торы, которую мы читаем на этой неделе, рассказана история о четырех женах Яакова, каждая из которых (согласно комментариям Раши) была дочерью Лавана. Этот факт противоречит традиционному мнению о том, что Яаков (равно как Авраам и Ицхак) соблюдал все заповеди Торы, несмотря на то, что Всевышний еще не даровал ее еврейскому народу, и что делал это Яаков из желания и пророческого знания о законах, ведь позднее брак с сестрами был запрещен. Раши никак не комментирует это противоречие, но Любавичский Ребе видит в истории Яакова мораль.


Жены Яакова

Широко известный и очень важный принцип, касающийся комментариев Раши к Торе, заключается в том, что он разъясняет все противоречивые толкования, возникающие при изучении ее текста. Когда же Раши не может найти ответа, то признает это, добавляя, что ему неизвестно, как разрешить то или иное несоответствие. Если речь идет о несоответствии, которое Раши не комментирует вовсе, это указывает на очевидность ответа, известного даже пятилетнему ребенку (именно в этом возрасте еврейские дети начинают учить Тору).

Вот почему нас так удивляет факт, упомянутый в главе Торы, читаемой на этой неделе, и ставший неразрешимым вопросом для многих комментаторов. Что касается Раши, он также не дает никакого объяснения, более того — кажется, вовсе не замечает никакого противоречия.

Мы читаем о том, что Яаков женился и на Рахели, и на Лее, а позднее — на Бильге и Зильпе. Все четыре девушки были дочерьми Лавана. Согласно традиционному мнению, наши праотцы соблюдали все заповеди Торы, несмотря на то, что она еще не была дарована евреям. Как в этом случае Яаков мог жениться на четырех сестрах, если в Торе сказано: «И жены к сестре ее не бери» (Ваикра 18:18), то есть мужчине не разрешено жениться на сестре жены?

Можно предположить, что Раши не комментирует этот вопрос потому, что, изучая эту недельную главу, «пятилетний ребенок» еще не знает о том, что Яаков преступил закон (потому что он упоминается только в книге Ваера, которую ребенок еще не читал). Однако такое объяснение не выдерживает критики, поскольку позднее Раши также не комментирует это противоречие.

Есть и другой вариант: возможно, Раши решил, что среди многочисленных комментариев этого несоответствия есть одно объяснение, очевидное настолько, что даже не стоит упоминания. Но и этот вариант не проясняет для нас причину молчания Раши. Во-первых, приведенные комментарии настолько противоречивы, что это объяснение не так уж и очевидно; во-вторых, они не раскрывают буквального смысла текста — который мы все еще ищем.

Комментарии

Рамбам предлагает объяснение, согласно которому наши праотцы соблюдали 613 заповедей Торы только когда находились на территории Эрец Исраэль, тогда как Яаков женился на двух (или четырех) сестрах во время пребывания в Харане. Раши не мог разделять это мнение, поскольку в комментарии на другой стих Торы (комментарий на Берешит 32:5) он разъясняет слова Яакова так: «Оставаясь у Лавана [то есть в Харане], я соблюдал 613 заповедей».

Согласно другому мнению, Яаков исполнял указание Всевышнего, чтобы стать отцом двенадцати сыновей, которые впоследствии будут родоначальниками колен народа Израиля. Несмотря на то, что заповедь Всевышнего отменяла любые запреты, мы, тем не менее, не находим в Торе ясного упоминания о том, что Всевышний повелел Яакову жениться на Рахели, Бильге и Зильпе. Напротив, из текста становится понятно, что он женился на Рахели потому, что хотел этого изначально, а Бильга и Зильпа стали женами Яакова по желанию хозяек, поскольку они были служанками Рахели и Леи. То есть, Яаков женился на них не по указанию Творца.

Аргумент в защиту

Существует распространенное мнение, что наши праотцы, возможно, принимая на себя заповеди Торы еще до того, как она фактически была дарована евреям, соблюдали те из них, что были наиболее строгими. Если мы поддержим вторую точку зрения и вспомним о том, что перед замужеством все четыре сестры должны были перейти в иудаизм, а также примем во внимание закон, согласно которому «прошедший гиюр подобен младенцу» (Талмуд, трактат Йевамот 22а, и др.Шульхан Арух, Йоре Деа 269:10), то сможем заключить, что жены Яакова уже не считались сестрами, поскольку после гиюра их прежние родственные связи были аннулированы.

Тем не менее и это объяснение не вполне соответствует буквальной интерпретации текста.

Во-первых, в Торе не найдено свидетельств того, что до ее дарования на евреев распространялись какие-либо заповеди, кроме заповедей сыновей Ноаха (за исключением особых указаний Всевышнего об обрезании и пр.). Таким образом решение наших праотцов было исключительно самостоятельным и не накладывало на их сыновей никаких обязательств. Из этого следует, что в эпоху до дарования Торы евреи с точки зрения закона не отличались от других потомков Ноаха. А это означает, что такого явления, как гиюр, в те времена не существовало. Мы также не можем утверждать, что самостоятельное принятие на себя 613 заповедей Торы было своего рода гиюром. Это решение было добровольным устрожением и не имело отношения к закону о том, что «прошедший гиюр подобен младенцу».

Кроме того, комментируя Тору, Раши никогда не упоминает этот закон, да и буквальное понимание текста Торы склоняет к обратному, поскольку Всевышний сказал Аврааму: «Ты же отойдешь к отцам твоим в мире» (Берешит 15:15). Иными словами, даже после того, как Авраам стал евреем, Терах остается его отцом, с которым он воссоединится после смерти.

И, наконец, запрет жениться на сестре жены установлен не просто потому, что такой брак относится к категории запрещенных связей по причине близости их отношений с потенциальным мужем, но и по той причине, что подобные отношения могут дать почву ревности и вражде между сестрами, которые по природе своей любят друг друга.

Поэтому даже в случае, если закон о том, что «прошедший гиюр подобен младенцу», и был бы применим до дарования Торы, в момент, о котором идет речь в недельной главе, он не имел большого значения, поскольку сестры, прошедшие гиюр, все равно любят друг друга, и их любовь может пострадать от того, что им пришлось бы делить мужа.

Личное и коллективное обязательство

Верное объяснение заключается в том, что Авраам, Ицхак и Яаков соблюдали Тору исключительно по собственной инициативе, и именно поэтому Всевышний так ценил их решение, говоря: «Что исполнял Авраам волю Мою и следовал предостережению Моему, исполняя заповеди Мои, установления Мои и законы Мои» (Берешит 26:5). Из этого следует, что если общие заповеди противоречили законам, которые наши праотцы приняли на себя самостоятельно, заповеданное Всевышним по значимости превышало все остальное.

Говоря проще, Авраам не исполнял заповедь обрезания до тех пор, пока не получил соответствующее повеление Всевышнего (когда ему исполнилось 99 лет) именно поэтому; поскольку, согласно заповедям сыновей Ноаха, существовал запрет на пролитие крови — даже если это не несло вреда. Да, заповедь обрезания по значимости превзошла этот запрет, но это произошло лишь в тот момент, когда она была сформулирована Творцом.

Помимо семи заповедей сыновей Ноаха существовали и другие ограничения, которые потомки Ноаха установили для себя самостоятельно. По словам Раши (комментарий на Берешит 34:7), это произошло «потому, что народы законом оградили себя от распутства (и это касалось в том числе отношений, которые для них не были запрещены) из-за потопа (который был карой за грехи)». Вот почему в другом комментарии (на Берешит 11:32) Раши говорит о том, что в Торе смерть Тераха, отца Авраама, упомянута раньше, чем уход Авраама из дома, хотя, по сути, он покинул дом отца до его смерти, «чтобы об этом не было известно всем, чтобы не сказали, что Авраам не исполнил заповеди о почитании отца». Несмотря на то что заповедь о почитании родителей еще не была дана Б-гом, поскольку потомки Ноаха приняли это обязательство самостоятельно, оно приобрело определенную законность, и даже Яаков был наказан Всевышним за неуважение к родителям (комментарий на Берешит 37:34) именно из-за статуса, присущего данному обязательству.

Из этого следует, что если конфликт между личными обязательствами наших праотцов (как отдельных людей) и коллективным добровольным устрожением всех потомков Ноаха и существовал, общественные постановления имели большую силу, чем остальные обязательства.

Одно из коллективных обязательств заключалось в том, что люди должны были стараться не обманывать друг друга, что подтверждается обвинением Яакова, выдвинутым против Лавана: «Зачем же обманул ты меня?» (Берешит 29:25). Лаван же в ответ старательно оправдывает себя (соглашаясь с тем, что совершил греховный поступок).

Теперь нам становится ясно, почему Яаков женился на Рахели. Он пообещал ей, что женится на ней, и в ночь перед свадьбой даже сообщил ей о тайных приметах, по которым он мог был узнать ее. Если бы он не женился на Рахели, это был бы обман, и сила этого обещания превзошла добровольное устрожение, согласно которому Яаков не мог жениться на сестре жены (в соответствии с заповедью, которая была дана евреям позднее).

Забота за счет окружающих

Мораль, которую мы можем вынести из этой истории, заключается в том, что когда человек принимает на себя обязательства, которых Всевышний с него еще не требует, в первую очередь он должен убедиться в том, что не делает этого за счет других людей. В случае с Авраамом мы понимаем, что Создатель любил его не за обязательство соблюдать заповеди Торы еще до ее дарования. Творец говорит: «Ибо Я предопределяю его [Раши переводит это как «Я отличаю»] на то, чтобы он заповедовал сынам своим и дому своему после него следовать путями Б-га, творя добро и правосудие» (Берешит 18:19).

Добровольно принимая на себя обязательства, призванные сделать нас лучше, мы не должны исполнять их за счет окружающих — ни в материальном, ни в духовном смысле. Когда еврей ничего не знает о своем религиозном наследии и нуждается в духовной помощи, другой еврей, который может ему помочь, не должен говорить: «Лучше я свое время уделю самосовершенствованию». Причина в том, что наделенный знанием еврей должен быть объективным и честно ответить на вопрос: «Кто я такой, что мое самосовершенствование стоит того, чтобы лишить другого еврея знаний о его вере?» И тогда он поймет истину, скрывающуюся в женитьбе Яакова на Рахели. Поймет, что забота об окружающих важнее стремления совершенствовать себя в том, что выходит за рамки законов Творца.

Раввин Джонатан Сакс
На основе учения Любавичского Ребе
Ликутей Сихот, том 5, стр.141-148


{* *}