Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
31.01.2014
Суть времени заключена в движении и переменах, а статичный мир живет вне времени. Тем не менее, по замыслу Творца время периодически проходит семидневный цикл, состоящий из шести дней работы (то есть, развития, трансформаций, перемен) и одного дня отдыха. Но как единицу времени можно определить в качестве дня отдыха, являющегося антитезой времени?
Окружность
Время и пространство тесно взаимосвязаны; более того, в современной физике они составляют понятие «пространство-время», четырехмерную систему, по которой измеряются все объекты и явления. Время — абстрактная часть этой связки, но и многие из свойств пространства также имеют отношение ко времени: мы говорим о «моменте» времени, «промежутке» времени, временном «цикле» или даже о «сокращении» и «увеличении» времени. Концепцию «времени» можно понять лучше, если задействовать при его изучении геометрические модели количественного измерения пространства.
Одной из таких моделей является окружность, довольно долго считавшаяся совершенной формой пространства. Главные характеристики окружности — это центр, точка, из которой равномерно во всех направлениях распространяется пространство круга; радиус, то есть, расстояние от центра окружности до его внешней границы; и длина окружности, то есть внешняя граница круга, определяющая его площадь. Длина окружности примерно в шесть раз больше радиуса. Это верно для любой окружности, вне зависимости от ее размера: чем больше радиус, тем больше площадь круга, а значит, и окружности, которая ограничивает его границы; но пропорции не меняются — каждый сантиметр (а также метр или километр) радиуса указывает на существование шести (или чуть больше) дополнительных сантиметров (метров или километров) окружности.
У геометрической точки нет площади; саму по себе ее сложно назвать элементом пространства. В действительности, конечно, верно обратное: точка есть основная составляющая всех геометрических форм: каждая линия состоит из точек, ставших ее началом, концом, серединой, пересечением с другими линиями и пр.; а каждая площадь состоит из ограничивающих ее линий. И действительно, именно потому, что у точки как таковой нет площади, она может определять граничащие с ней площади.
Прекрасный пример — центр окружности. Будучи точкой «в чистом виде», центр не занимает площади круга, но является координатой, определяющей круг как таковой. От этой точки измеряется радиус, она же определяет диаметр; сама окружность имеет к ней прямое отношение — буквально каждое свойство и характеристика круга берет начало в точке, являющейся ее центром.
Неделю (семидневный цикл, который Творец установил в качестве основы времени) мы рассматриваем на примере круга. Внешнюю поверхность этого круга (его «окружность») составляют шесть будних дней недели — которые отмеряют время, в течение которого мы меняемся и прогрессируем. Центр круга — это Шаббат. Шаббат — вневременная точка, остров умиротворения, окруженный бурными потоками воды. И, несмотря на «неподвластность времени» (скорее, напротив, благодаря ей) Шаббат является осью, вокруг которой вращается основной цикл времени — неделя.
А все потому, что Шаббат — это день, олицетворяющий идею и конечную миссию времени — цель всей работы, развития и перемен, наполняющих нашу бурную жизнь. В Шаббат усилия минувших шести дней сосредоточены на святом мире Б-жественного, максимально приближенного к нам в своем совершенстве, которым Всевышний наделил все Свои творения, и которое нам предстоит раскрыть в каждом из них. На один день в неделю мы выходим из бурлящего потока времени, чтобы отдохнуть на острове, омываемом этим потоком. Один день в неделю мы наслаждаемся «вкусом будущего мира», вкусом времени, когда «Шаббат и отдых будут повсеместны и продлятся во все дни жизни» — то есть, наступит Шаббат Мошиаха, которого мы так отчаянно ждем. Именно этот день гармонии и совершенства наделяет нас видением и силой духа и трансформирует несовершенный мир, в котором мы будем пребывать в течение следующих шести будних дней.
Таким образом, Шаббат является и источником, и целью шести будних дней, формирующих недельный цикл. Следовательно, Шаббат — это суть времени (именно потому, что он лишен всякого движения и энергии, характеризующих время, — точно так же, как площадь круга определяется его центром, не имеющим своей площади).
Пропорции
В круге времени расстояние от центра до края окружности умножено на шесть, в результате чего мы получаем длину окружности, в шесть раз превышающую радиус: то есть, шесть дней, которые становятся результатом движения из безмятежной центральной точки недели к ее бурлящей поверхности. Наша жизнь существует в шести измерениях, находя свое отражение в шести Б-жественных принципах (сфирот), которыми Всевышний наделил Свои творения. Таким образом, недельный цикл составляют шесть дней творения, «вневременной» основой которых является Шаббат; это шесть направлений пространства и не имеющий своей площади центр, из которого они исходят; это шесть основных эмоций сердца (влечение, отторжение, единение, соперничество, преданность и коммуникабельность) и седьмой элемент, мальхут (восприимчивость), который, «не обладая собственными качествами» (Зоар 1:249б; Эц Хаим 6:5 и 8:5), является центром и целью остальных. Цельность существования состоит из основных шести элементов, характеризующих наши усилия и жизненный опыт, основанный на шести формах реальности.
Еще один закон геометрии круга состоит в том, что чем больше его радиус, тем больше длина его окружности. Это верно и в отношении круга времени. Чем дальше мы удаляемся от вневременного центра этого круга, тем тяжеловесней время: чем беспокойней ритм, тем больше мы расходимся с самим смыслом Шаббата.
Тем не менее, как ни была бы велика площадь, составляющая вечное движение жизни, она неразрывно связана с центром спокойствия, являющегося ее основой и целью. В конечном итоге, самые бурные периоды нашей жизни являются результатом порождающей их главной цели и предназначены для достижения гармонии и спокойствия.
На основе учения Любавичского Ребе