Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
28.02.2014
За свой дом сражаются целые народы, ради покупки собственного жилья семьи готовы по тридцать лет половину своего месячного бюджета возвращать банкам. Мудрецы Талмуда пошли еще дальше, постановив, что «человек без дома — не человек».
Дом — это не только крыша над головой, защищающая нас от дождя, и стены, охраняющие наш покой, не только кухня, где мы готовим ужин, и не только кровать, на которой мы спим. Все эти функции с тем же, если не с большим, успехом исполняют общежития, офисные здания, отели и рестораны. Но человек чувствует себя как дома лишь дома. Дом — то место, где вы можете кривляться собственному отражению в зеркале, бродить по комнатам в старых дырявых штанах и есть сгущенку прямо из банки — просто потому, что вам так хочется.
Всевышний тоже хочет иметь дом — место, где Он в полной мере может быть Собой. Хасидские мудрецы задаются вопросом: «Для чего Творец создал физический мир? Что наше грубое, ограниченное и полное раздоров существование может дать Б-гу такого, что не было бы доступно в духовных сферах сотворенного Им мира?» И наши мудрецы отвечают так: «Всевышний создал наш мир потому, что хотел иметь дом — место, где Он сможет делать то, что Ему хочется».
Первым домом Б-га стало строение из двух комнат «два с половиной локтя длиною и полтора локтя шириною» — Скиния Завета (Шатер откровения, Мишкан). Как сказано в книге Шмот (Трума 3:5), для ее возведения были использованы золото, серебро, медь, голубая, багряная и червленая шерсть, лен, козья шерсть, шкуры тахашей и стволы акации. Строили «по заказу», на основании подробной инструкции, которую Моше получил на горе Синай. Скиния находилась в самом центре лагеря евреев и была сооружена с таким расчетом, чтобы ее легко можно было разобрать и затем снова собрать на новом месте: после Исхода из Египта и до прихода в Землю Израиля еврейский народ сорок лет странствовал по пустыне. Впоследствии на Храмовой горе Иерусалима евреи возвели Храм, повторявший строение Мишкана и намного превышавший его по размеру.
И сказал Всевышний человеку: Я создал мудрость, знание и понимание, где и пребывает Мое сознание. Я сотворил любовь, справедливость и сострадание, и в них — Мой характер. Я дал начало красоте, величественности и благородству, и в них — Моя личность. Но ни одно из этих качеств не дает мне ощущение дома — скорее, рабочего кабинета или театральной сцены. Поэтому Я создал мир материального, вбирающий все небожественное из того, что Я только мог представить, — чтобы иметь место, в котором Мне не нужно будет играть какую-то роль или воплощать определенную идею, а только исполнять Свою волю.
Используя золото (материальные излишества), серебро (достаток среднего уровня) и медь (скромный вклад неимущих) для того, чтобы изменить этот мир в соответствии с Моей волей, вы возводите для Меня дом в Моем мире.
Янки Таубер