Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
21.03.2014
Главным событием недельной главы Шмини является смерть Надава и Авигу, двух старших сыновей Аарона, которые «воскурили перед Б-гом огонь чуждый, какого Он не велел», в результате чего «вышел огонь от Б-га, и пожрал их, и умерли они пред Б-гом» (Ваикра 10:1-2).
Текст Торы и комментарии еврейских мудрецов указывают на то, что сам по себе поступок Надава и Авигу не был грехом. В Торе приведены слова Моше, сказанные им Аарону сразу после гибели сыновей: «Вот о чем говорил Б-г: В приближающихся ко Мне буду Я свят» (Ваикра 10:3).
Раши объясняет эти слова, цитируя Талмуд и Мидраш: «И сказал Моше Аарону: “Вот о чем говорил Б-г: В приближающихся ко Мне буду Я свят”». «Я думал, что Всевышний имел в виду меня или тебя; — говорил Моше Аарону, — а теперь вижу, что Надав и Авигу превосходят нас с тобой».
В книге Ор Хаим рабби Хаим ибн Аттар так комментирует эту часть Торы: «Смерть сыновей Аарона была смертью через Б-жественный “поцелуй”, которого удостаиваются лишь абсолютные праведники: они умирают в тот момент, когда их касался Б-жественный “поцелуй”, а сыновья Аарона умерли, когда сами приблизились к Нему… И хотя они чувствовали свою кончину, это не остановило их в стремлении приблизиться [к Б-гу] и припасть к Нему, в восторге, восхищении, привязанности, любви, поцелуе и сладости приблизиться к тому пределу, где их души покинули тела».
Хасидские мудрецы говорят о том, что жизнь, то есть сохранение души в физическом теле, держится на тонком балансе двух могущественных сил духа — рацо (стремление) и шов (возвращение). Рацо — это стремление души выйти за установленные для нее пределы, освободиться от всех хитросплетений жизни в материальном мире и достичь Б-жественного, вновь воссоединиться с Творцом вплоть до исчерпания этой души. В то же самое время душа каждого из нас обладает качеством шов — волей к совершению поступков, решимостью жить в материальном мире и оставить в нем свой след.
Вот почему в Танахе душа человека названа «светильником Б-га» (Мишлей 20:27). Его пламя устремляется вверх, будто хочет вырваться на свободу, чтобы раствориться в мощных потоках энергии, наполняющей Небеса. Но в то же время это же пламя охватывает внизу фитиль и возвращается к нему, крепко держится за него и жадно пьет масло светильника, которое поддерживает огонь. Именно этот конфликт энергий, постоянное колебание между стремлениями жить и раствориться в Б-жественном, рождает свет.
Такова и душа человека. Стремление отдалиться от материального мира — это воля к жизни и поступкам, которая, в свою очередь, является стремлением к духовной жизни, выходящей за рамки жизни в физическом смысле. Когда человек находится под угрозой пленения своим образом жизни в материальном мире, рацо сопротивляется этому плену, рождая в его душе желание воссоединиться с Творцом. Когда же духовность человека поглощает все его внимание, просыпается шов — и в душе рождается жажда к физической жизни и достижению новых целей. Борьба двух этих энергий становится источником пламени, освещающего все вокруг Б-жественным светом: жизни, которая не сосредоточена на материальном мире, даже если находит в нем свое место и совершенствует его в соответствии со своим духовным видением.
Таким образом, «Б-жественный огонь», поглотивший души Надава и Авигу, — это огонь, горящий в каждой из душ: это стремление души освободиться из плена физического тела, удерживающего ее вдали от Источника. Надав и Авигу «приблизились к Б-гу», разрушив границы энергии рацо, которая одержала победу над энергией шов; поэтому они и покинули наш мир. Их души в буквальном смысле разрушили связь с телами и были поглощены энергией Небес, воссоединившись с Творцом.
Как бы то ни было, но это был «чуждый огонь», огонь, «который Б-г не заповедовал». Человек был сотворен не для того, чтобы в буквальном смысле сгорать в огне духовного экстаза. Да, Всевышний наделил наши души стремлением к совершенству, но Он желает, чтобы мы применяли это рвение к окружающей нас реальности. Он хочет, чтобы мы сделали это стремление частью нашей жизни.
Сразу после гибели Надава и Авигу Всевышний запретил следовать их примеру: «И говорил Б-г, обращаясь к Моше после смерти двух сыновей Аарона, когда они предстали пред Б-гом и умерли: “Скажи Аарону, брату твоему, чтобы не во всякое время входил он в Святилище… дабы он не умер…”» (Ваикра 16:1-2).
Любавичский Ребе развил эту мысль. Цель данного повеления, считает Ребе, заключалась не в том, чтобы ограничить степень приближенности человека к Б-гу и способность души выходить за пределы материального мира. Напротив, эта заповедь дала всем нам, обычным людям, возможность разжечь в своих душах огонь, поглотивший Надава и Авигу. Поэтому «чуждый огонь» сыновей Аарона был «чужд» и в другом смысле: это был беспримерный поступок, открывший новые перспективы в служении Всевышнему. По мнению Ребе, все сказанное выше объясняет слова основателя хасидского движения рабби Исраэля Баал Шем Това: «Только лишь милостью Всесильного после молитвы человек продолжает жить» (Кетер Шем Тов, ч. 168).
Молитва — это попытка приблизиться к сути души человека и ее источнику в Творце, преодолев все препоны материальной жизни. Когда человек достигает такого уровня близости, произнося молитву, идущую от сердца, он может ощутить Всевышнего на уровне, близком к той вершине, на которой души Надава и Авигу покинули свои тела. Но Всевышний Своим наказом открыл перед нами способность находить этим духовным порывам применение в обычной жизни.
То есть постоянные колебания души — это нечто большее, чем цикл, по которому человек постоянно переходит из физического состояния в духовное и обратно. Это, скорее, движение по восходящей спирали: человек отрывается от физического мира и тут же возвращается обратно, чтобы сделать свои достижения неотъемлемой частью личности. Но по возвращении в этот мир его стремление уйти от жизненных испытаний вновь заявляет о себе, благодаря чему перед ним открываются горизонты, достигнув которых, он также открывает новый аспект собственной личности. И тогда снова действует энергия шов, возвращающая его к реалиям жизни.
Все выше и выше устремляется огонь человека, а порождающие его энергии вдохновляют на укрепление вечной связи между духовным и материальным, между идеалом и реальностью.
На основе бесед Любавичского Ребе
MeaningfulLife.com