Top.Mail.Ru

У года две головы

01.04.2014

И сказал Б-г, обращаясь к Моше и Аарону
в стране египетской, так:
«Месяц этот для вас — начало месяцев,
первый он у вас из месяцев года»
(Шмот 12:1-2)

И сказал рабби Элиэзер:
«Мир был создан в месяце Тишрей»...
А рабби Йегошуа сказал:
«Мир был создан в месяце Нисан»
(Талмуд, Рош а-Шана 10б-11а)


Талмуд повествует о беседе афинских мудрецов с рабби Йегошуа, в ходе которой греческие философы поставили перед раввином непростую задачу — определить точный центр мира. Рабби Йегошуа указал на равнину, расположенную наверху близлежащего холма и сказал: «В центре этой равнины выкопан колодец. Этот колодец и есть центр мира. Хотите — возьмите веревки и измерьте сами».


Сегодня каждый школьник знает, что Земля — это сфера, то есть каждая ее точка может считаться ее центром. С точки зрения геометрии, поверхность сферы не имеет определенного верха, низа или центра, точно так же как круг является линией без начала и конца.

Время, в котором мы живем, тоже имеет символическую форму круга — оно циклично. По ходу его движения перед нами раскрываются различные качества, которыми его наделил Всевышний: в Песах это свобода, в Рош а-Шана — страх и трепет, в Суккот — радость и так далее. Так или иначе, подобно страннику в кругосветном путешествии мы возвращаемся в исходную точку годичного цикла, с которого год начался. Теоретически каждая точка этого круга может считаться его началом.

Это объясняет любопытную особенность еврейского календаря. Мы знаем, что еврейский год начинается в первый день месяца тишрей — день, когда мы празднуем Рош а-Шана, «главу года», — и заканчивается двенадцать (а иногда тринадцать) месяцев спустя, 29-го элула. Но если год начинается первого тишрея, почему в Торе (Ваикра 23:24) тишрей называется седьмым месяцем года? И почему месяц нисан, выпадающий на середину года, в самой первой из данных евреям заповеди обозначен как «начало месяцев, первый из месяцев года»?

Как и у сферы с двумя полюсами, у еврейского года две «головы», две первичные точки отсчета, каждая из которых в равной степени является его началом. Наше путешествие во времени длиною в год на самом деле разделено на две части: это путешествие от тишрея к элулу и от нисана к адару. Каждый день еврейского календаря можно познать на двух разных уровнях, поскольку он существует параллельно в двух этих контекстах.

(Например, в году, который начинается в месяце тишрей и заканчивается в элуле, Йом Кипур считается кульминацией десятидневного периода раскаяния, начинающегося в Рош а-Шана; а в календаре, начинающемся нисаном и заканчивающемся адаром, Йом Кипур становится вторым днем «дарования Торы», который завершает 120-дневний период, начало которого приходится на праздник Шавуот. В году с тишрея по элул седьмой день Песаха знаменует грандиозное «рождение душ», следующее за их «зарождением» в Шмини Ацерет, восьмой день Суккота; а в год, длящийся от нисана до адара, Песах является первым праздником, начинающим цикл, кульминация которого приходится на Пурим, день «последнего чуда» и финальный рубеж на нашем долгом пути сближения со Всевышним.)

НАРОД ЧУДЕС

Как уже сказано выше, оба начала еврейского года в Торе называются «головами». Первого тишрея мы празднуем Рош а-Шана, а месяц нисан в нашем понимании знаменует «начало месяцев».

Голова — венец человеческого тела, как в прямом, так и в переносном смысле слова. Что еще важнее, она является командным центром тела, управляющим его действиями и определяющим направление его движения.

А в еврейском годичном цикле не одна, а две головы; поскольку жизнь еврея состоит из двух, зачастую противоположных друг другу, режимов существования, каждый из которых обладает собственным центром и пунктом управления.

Рош а-Шана, «голова года» — день, когда мы слушаем шофар и молимся о наступлении благополучного и успешного года, — приходится на первый день месяца тишрей. В день, когда Всевышний сотворил наш мир и самого человека, мы снова и снова подтверждаем свою преданность Б-гу, нашему Творцу и Царю, и просим, чтобы Он занес наши имена в Книгу жизни.

Но если в первый день тишрея стал началась история человечества, то месяц нисан знаменует собой рождение еврейского календаря. В первый день нисана, спустя 2448 года от сотворения Адама, Всевышний дал первую заповедь народу Израиля, повелев евреям установить календарь на основе лунного цикла. В пятнадцатый день этого месяца еврейский народ вышел из Египта и отправился в трехнедельное путешествие, конечным пунктом которого была гора Синай.

Еврей — гражданин сотворенного Б-гом мира; этот статус он разделяет с представителями всех народов и творений Всевышнего. Для него 1 тишрея — день рождения человека и начало человеческой истории. Вместе с тем еврей живет и в другой реальности, рожденной вследствие Б-жественного вмешательства, которое сопровождало события Исхода из Египта, разделение вод Красного моря и Откровение у горы Синай. У этой сферы жизни еврея есть своя «голова» — месяц нисан, месяц чудес.

На протяжении первых двадцати пяти веков истории человечества основой всего были отношения между Творцом и Его творениями. Тора свидетельствует о чудесах и сверхъестественных событиях, предшествовавших Исходу, но все они являются исключениями, временными отступлениями от нормы, установленной Всевышним в отношении управляемым Им миром в соответствии с формулой, которую мы называем «законами природы». С другой стороны, история Исхода дала начало еврейскому народу, само существование которого является чудом. Еврей, в жизни которого чудо является нормой, делает избавление реальным и вечным.

Б-Г ИСХОДА

Вот почему во время синайского Откровения, когда Всевышний открылся еврейскому народу, Он провозгласил: «Я — Б-г, Всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства». Комментаторы Торы задают вопрос: «Разве не было бы для Всевышнего более правильным раскрыться как Творцу небес и земли? Неужели сам факт того, что мы обязаны своим существованием Всевышнему важнее такого события, как Исход из Египта, которым мы также обязаны Ему?»

Однако Создатель как Творец небес и земли, Всевышний как источник всего живого — это Б-г, который правит не только народом Израиля, но и остальными творениями. Как бы то ни было, у горы Синай Б-г говорил с нами не как Творец мира, а как Б-г Исхода. В те дни в пустыне была открыта новая глава повествования о взаимоотношениях Б-га с человеком: тогда Творец и народ Израиля вступили в отношения, основанные на чудесах, которым чужды законы природы и норма как таковые.

Возможно, именно по этой причине еврейские мудрецы сомневаются в том, что в Торе должны были быть описаны первые 2448 года существования нашего мира. Комментируя финальные строки Торы, Раши цитирует рабби Ицхака:

«Почему Тора начинается со слов “В начале [сотворения Всесильным неба и земли]”? Она должна начинаться словами “Месяц этот для вас [– начало месяцев]”, то есть с первой заповеди, данной народу Израиля».

Если Тора является документом, свидетельствующем о евреях как о народе, неподвластном законам природы и истории, неужели события, предшествовавшие Исходу, имеют какое-то значение? И даже если они несут в себе исторический смысл и опыт поколений, разве Тора должна начинать свое повествование именно с них?

СОПОСТАВЛЕНИЯ

И все же Тора начинается не с первой заповеди, данной еврейскому народу в первый день месяца нисан, а с истории сотворения мира, которая началась первого тишрея. В основе нашего завета с Б-гом, ставшего итогом Исхода из Египта и сопровождавших его чудесных событий, лежит история естественного сотворения мира, начавшаяся в месяце тишрей.

Да и начало самого Исхода из Египта также было положено в этом месяце: в Талмуде сказано, что процесс освобождения из рабства начался 1 тишрея, когда наши предки прекратили свой рабский труд. Фактически Исход случился спустя шесть месяцев.

Верно и обратное. Еврейские мудрецы говорят о том, что сотворение материального мира заняло шесть дней и было завершено в первый день месяца тишрей, но сама его идея родилась за полгода до этого, первого нисана (в данном случае речь идет о месяце как условной единице, поскольку время в нашем понимании появилось в период творения)Комментарий.

Иными словами, естественные и сверхъестественные системы времени тесно связаны между собой, являясь еще и основами друг друга.

Евреи живут в обеих системах времени, практически на два мира. С одной стороны, самые естественные аспекты нашей жизни основываются на чуде и видении, выходящем за пределы нормы. С другой стороны, самые чудесные из наших достижений «привязаны» к материальной реальности.

А все потому, что свою миссию в этой жизни мы можем исполнить только при условии, что будем жить именно на два мира: будучи частью мира материального, воспарять над ним, преодолевая привычные запреты и ограничения.

ПАРАДОКС

Цель нашей жизни заключается в преобразовании самой природы мира; как сказано в Мидраше, мы должны построить «жилище для Б-га в низших мирах». «И в этом, — пишет в Тании рабби Шнеур Залман из Ляд, — состоит вся суть человека, в этом — цель сотворения его и всех миров». Мы преобразуем «низшие миры» (природу, мир материального, скрывающий истинный образ Творца) в среду, способную воспринимать Б-жественную истину, в место, где доброта и совершенство Б-га становятся доминантами.

Но здесь возникает парадокс. Являемся ли мы сами частью «низшего мира», который должны преобразовать, или же находимся на ступень выше? Если мы принадлежим материальному миру, как мы сможем преобразовать и усовершенствовать его на практике? Вспомним одну из аксиом Талмуда: «Пленник не может освободить себя сам». Если сам по себе человек ограничен набором определенных параметров, где он сможет черпать ресурсы для преодоления этих границ? С другой стороны, если мы по сути своей способны к самопреобразованию и существуем вне рамок материального мира, уже неважно, насколько мы можем его изменить: он не считается «жилищем для Б-га в низших мирах» в полной мере. В этом случае мир как таковой не был преображен — его поглотила сила высшего порядка. Истинное значение «жилища в низших мирах» заключается в том, что эти миры изменяются изнутри, сами собой.

Таким образом, чтобы достичь цель и построить «жилище в низших мирах», Всевышний сотворил еврея, объединяющего в себе реальности тишрея и нисана. Только объединив эти два временных цикла, совместив подход, игнорирующий представления о норме, с прагматическим образом жизни в нашем мире, мы можем достичь избавления как для нас самих, так и для всего мира. Только при помощи высшего мира мы можем дать толчок изменениям в нашем мире и сделать его домом для Творца.


На основе бесед Любавичского Ребе

MeaningfulLife.com

{* *}