Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.04.2014
Одним из символов Песаха, обязательно присутствующих на праздничном столе во время седера, является самое обычное крутое яйцо. Почему вдруг яйцо? Как оно соотносится с идеей этого праздника?
Одно из объяснений состоит в том, что яйцо олицетворяет начало жизни, тогда как Песах символизирует рождение еврейского народа. Если быть еще точнее, яйцо служит метафорой состояния, в котором еврейский народ пребывал в момент исхода из Египта.
Давайте вспомним жизненный цикл яйца. Оно формируется внутри курицы. Затем курица его сносит, и таким образом оно освобождается из среды, в которой пребывало ранее. Готово ли оно к новой жизни? Вылупился ли цыпленок, избавился ли из своей скорлупы? Нет, само по себе яйцо еще не является живым существом — оно лишь потенция новой жизни. Однажды по воле Творца из него вылупится птенец, и тогда цикл его жизни продолжится.
Когда еврейский народ покинул Египет, он был подобен невылупившемуся птенцу. Мы уже освободились от оков египетского рабства, но еще не стали народом. С момента Исхода пройдет семь недель, и мы окажемся у подножья горы Синай, где всесильный Б-г откроется нам и дарует Тору. Только получив указания о том, каким должен быть их жизненный путь, евреи увидели перед собой цель. До событий на Синае мы были готовы отправиться в путь, но идти нам было некуда. В Песах мы вышли из Египта и стали подобны яйцу, снесенному курицей. Но только у горы Синай мы «вылупились» и родились как еврейский народ.
Какой урок мы извлекаем из этой истории? Политическая свобода без свободы духовной так же неполноценна, как невылупившийся из яйца птенец. Мы можем обрести физическую свободу и независимость, но в духовном смысле мы все так же потеряны и беспомощны.
Эта идея находит свое подтверждение и в современном мире, например, в Южной Африке. Слава Б-гу, вот уже 20 лет ЮАР живет по законам демократии, ее граждане могут голосовать на свободных и честных выборах, каждый имеет право обозначить свою политическую позицию. Но факт остается фактом: большая часть населения страны, как и прежде, живет за чертой бедности. Да, у многих появился доступ к воде, электричеству и собственное жилье, но на жизни большинства граждан ЮАР перемены в политической обстановке никак не отразились.
Что еще хуже, новые свободы повлекли за собой изменения в привычном укладе жизни и застой в развитии культуры. Исчезли традиционные ценности, им на смену пришел западный материализм и поклонение всему новому, гламурному и показушному.
Мы можем освободиться от притеснений, от которых страдали в прошлом, но при этом необязательно обретем гармоничную систему ценностей, которая поможет нам направить свои устремления в нужное русло.
Таким образом, само по себе обретение свободы — лишь начало истории. Главный вопрос заключается в том, что с этой свободой делать. Нам нужна цель в жизни, равно как и духовно-нравственный ориентир, который задаст нам нужное направление. В противном случае мы будем бесцельно бродить по пустыне, а наша свобода так и останется нереализованным потенциалом.
Давайте не будем уподобляться невылупившимся птенцам, а воспользуемся нашей свободой с мудростью и добьемся всего, к чему стремимся. Давайте осознаем, что Песах — это всего лишь начало, и обратимся к Торе, чтобы узнать, каким образом мы можем реализовать нашу свободу с максимальной пользой.
Йоси Гольдман