Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
18.04.2014
Научные интересы как гуманитариев, так и технарей направлены на изучение прошлого (несмотря на все различия между ними). Нам известно, что любое действие влечет за собой определенную реакцию и любое событие дает начало многочисленным связанным с ним событиям. Вы только подумайте: несметное количество эпизодов и действий в будущем по чьему-то замыслу привязаны к данному моменту. Любое изменение того, что случилось в прошлом, скажется на этом балансе и даст иной результат. Проще говоря, наше настоящее представляет собой итог того, что мы делали в прошлом, и того, что происходило с нами до этого момента.
Вот почему эта тема волнует философов: думающий человек склонен полагать, что он наделен свободой выбора. Физики рассматривают этот вопрос в связи с тем, что их микроскопы и ускорители обнаруживают новую вселенную. Что касается нас, мы каждое утро открываем глаза и идем навстречу новому дню, но вскоре начинаем чувствовать груз прошедших дней, тянущий нас в омут привычек и потребностей. Тем не менее мы продолжаем верить, что держим все под контролем и что, прилагая достаточно усилий, сможем стать свободными.
Каждый год мы обозначаем эту веру, в соответствии с еврейским календарем устраивая восьмидневный праздник. Восемь дней Песаха, «праздника свободы», олицетворяют нашу уверенность в том, что в любой момент мы способны выйти, как сказано в Агаде, «из рабства на свободу, из скорби к радости, из траура к празднику, из тьмы к великому свету, из порабощения к вызволению».
Наши мудрецы постановили, что Исход из Египта — это событие, которое должно повторяться в каждом поколении на протяжении всей истории еврейского народа и каждый день нашей жизни. Ведь «Исход» — это не что иное, как сила народа, сумевшего уйти от своего прошлого, вырваться из тяжелых обстоятельств, родиться заново, став свободным и независимым.
У названия праздника есть еще одно, более глубокое толкование. Слово «Песах» в буквальном переводе с иврита означает «перепрыгнуть».
Слова «ходьба» и «бег» подразумевают перемену места, которая определяется по отношению к прежней, исходной, позиции. Одна нога отталкивается от земли, но вторая остается на месте — для того чтобы готовиться к следующему шагу. Это движение может быть как незначительным, так и существенным, как медленным, так и стремительным; в любом случае каждый шаг берет начало в предыдущем движении.
«Прыжок», во время которого от земли отталкиваются обе ноги, подразумевает разрыв с прошлым — сравнимый, скорее, со значительным скачком, чем со стабильным шагом, с возрождением, а не со зрелостью.
Как бы то ни было, цель прыжка заключается не в том, чтобы допрыгнуть до рая и остаться там. Поступая таким образом, мы забываем о главном. Смысл прыжка — в возвращении на землю. И не просто с преодолением большого расстояния. Мы возвращаемся другими людьми, отличными от тех, кем были, готовясь к прыжку. Мы возвращаемся к прошлому уже не в качестве узников, ограниченных его законами, но хозяев, спускающихся с высоты, для того чтобы использовать прошлое и сформировать его согласно плану в ходе перемещения. До следующего прыжка.
Янки Таубер