Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
18.04.2014
«Благословенны трещины, — говорил великий актер Граучо Маркс, — ибо они дают дорогу свету». Возможно, именно эти слова Маркса вдохновили Леонарда Коэна на написание строк: «Все начинает рушиться и по швам трещать, когда свет туда попадает». Оба совершенно правы. В нашем мире полно трещин. Без них жизнь наша была бы беспросветной, жалкой и безрадостной и походила бы, скорее, на безликое, бессловесное существование. Именно трещины придают жизни особый смысл и вкус. Эти трещины мы называем чудесами. И они повсюду.
О каких чудесах идет речь? Вы наверняка подумали сейчас о чудесах явных — явлениях, бросающихся в глаза на фоне четкого, последовательного хода событий. О тех чудесах, например, которые происходили в истории еврейского народа во время Исхода из Египта, или о тех, что совершал пророк Элиша: вода превращается в кровь, море — в сушу, мертвые оживают. Через трещины в стене прорываются мощные потоки света, идущего из высших миров, которым неведомы никакие законы природы, действующие в нашей реальности.
Но, как пишет рабби Моше бен Нахман (Рамбан, XIII век), эти явные чудеса не являются самоцелью. В конце концов, неужели Всевышний стал бы строить аккуратные и чистые стены только для того, чтобы затем их разрушить? Скорее, суть их заключается в том, чтобы после их свершения мы узрели чудеса в нашей собственной жизни и сказали: «Да, я признаю это. В моей жизни тоже есть место чуду».
Скрытые чудеса
Чудеса, случающиеся в нашем мире ежедневно, Рамбан называет скрытыми. Речь идет о ситуациях, когда все в природе продолжает свой естественный ход, следует привычной схеме действий: море остается морем, суша остается сушей, усопшие не воскрешают, — но вдруг неожиданно происходит чудо. Как правило, выглядит оно при этом вполне преднамеренным и даже вызывающим — будто, пока никто не видел, Всевышний совершил чудо, и мы теперь не можем понять, как оно случилось.
Такова, к примеру, история Пурима или победы Маккавеев. Спросите любого израильского генерала — он непременно расскажет еще не об одном таком чуде. Все они составляют непрерывную историю выживания еврейского народа.
Рамбан подчеркивает, что награда и наказание Небес, описанные Торой, являются, по сути, обещаниями того, что природа будет творить чудеса. «Если будете исполнять Мои заповеди… дам земле дождь в свое время…» Тучи заволокут небо, польет дождь, после которого взойдет и зацветет урожай… Но все это произойдет не в соответствии с законами природы. Скорее наоборот: все в природе продолжит свой естественный ход вследствие Б-жественного вмешательства в ее законы. Иначе говоря, произойдет чудо.
Рамбан утверждает, что подобные скрытые чудеса случаются с каждым из нас ежедневно, причем настолько часто, что в нашей жизни не остается ничего, что происходило бы само по себе. Нам только кажется, что все происходящие с нами события имеют причинно-следственные связи, на самом же деле наша жизнь — это непрерывное поддержание вечной связи с Творцом, который находится вне причин и следствий.
Мидраш повторяет мысль великого мудреца: «Каждый день в жизни человека случаются великие чудеса, подобные Исходу из Египта» (Танна Двей Элиягу 2). Вот почему мы трижды в день благодарим Всевышнего за «происходящие с нами ежедневно чудеса, за дивные дела и благодеяния Твои, совершающиеся ежечасно, вечером, утром и в полдень» (Молитва Амида, благословение Модим).
Всегда и повсюду нас окружают мелкие «трещины», напоминающие тончайшие, едва различимые нити на полу, потолке и стенах. И сквозь них пробивается бесконечный свет, льющийся откуда-то из-за границ привычного нам мира.
Трещины и отношения
Такие скрытые чудеса мы могли бы назвать «внутриприродными», поскольку они вплетаются в естественный ход событий совершенно незаметно. Впрочем, от этого они не перестают быть чудесами, поскольку не являются частью ни этой, ни какой бы то ни было другой системы — они часть взаимоотношений, а с системой отношений не бывает. Мы вступаем в отношения с живым существом, которое наделено свободой выбора, которое выбирает любовь, принимает решение давать любовь нам и ждать взаимного чувства от нас. Отношения наивысшего уровня возможны с сущностью, обладающей наивысшей степенью свободы, — с Тем, кто выбрал дать жизнь всему живому.
Тем не менее наши отношения с Ним строятся почти всегда в этом мире. Наш мир становится игровой комнатой, в которой Он будто играет с нами в прятки, маскируя свои деяния под естественный ход событий.
Эта гипотеза дает нам понимание того, почему подобные чудеса скрыты от нас даже больше, чем чудеса Пурима, Хануки и Шестидневной войны. В перечисленных случаях даже самый отъявленный скептик не мог не согласиться с тем, что естественный порядок вещей служил лишь прикрытием для по-настоящему сверхъестественных событий. Да, чудеса такого значения происходят и в нашей жизни, но все же не так часто, как чудеса высшего порядка, самые сокровенные и непостижимые, о которых раввины говорят: «Даже человек, спасенный чудом от беды, не понимает, какое чудо с ним только что произошло» (Талмуд, трактат Нида 31a). Всевышний управляет чудесами нашей жизни настолько искусно, что мы просто не видим Его за ними.
Наши мудрецы приводят в качестве примеров подобных чудес истории, когда человек вставал с постели за мгновенье до появления в ней ядовитой змеи (Ялкут, Тегилим 106) или делал шаг в сторону за секунду до падения камня (Зоар 1:201b).
Еврей открывает свое дело и молит Б-га о том, чтобы Он сделал его успешным. Неужели он полагает, что по воле Всевышнего деньги будут падать на него с Небес? Нет, он молится о том, чтобы рынок продолжал свой рост и не было недостатка в клиентах. Таким образом Всевышний дарует еврею успех и процветание. Еврей надеется, что Всевышний поможет ему, творя скрытые чудеса, поскольку Он повсеместен.
Одинокий Б-г
В Тегилим о скрытых чудесах сказано следующее: «Того, Кто один свершает великие чудеса — на века покровительство Его!» (Тегилим 136:4). Один — потому что о них известно лишь Тому, кто их совершает.
О них не знает никто другой, потому что никто не в состоянии постичь, что всесильный Б-г получает все, что захочет, в тесных рамках естественного порядка вещей. Этот парадокс настолько огромен и неразрешим, что не виден никому. Останется ли Он один навеки? Сможет ли кто-нибудь однажды разрешить этот парадокс?
Пророк говорит о времени, которое еще наступит (да приблизится этот день), когда по обещанию Творца Он покажет нам «чудеса, подобные тем, что были при Исходе из Египта» (Миха 7:15). О каких чудесах идет речь? Очевидно, о тех, которые не останутся незамеченными — вот почему сказано, что Всевышний «покажет» эти чудеса, а не «совершит». Но если это чудеса, для чего нам нужно их показывать?
По мнению Цемаха Цедека (Любавичского Ребе Менахема Мендла, 1789-1866), причина заключается в том, что эти чудеса станут теми вспышками света, что неустанно освещают наш мир через тончайшие трещины. Это те самые трещины, которые не видны сегодня, но сквозь которые в минуты чудес на нас прольется свет. Сегодня мы называем их «удачным стечением обстоятельств» (если вообще замечаем их), но в будущем их масштаб поразит наше воображение. В сравнении с ними Исход из Египта покажется сеансом магии на вечеринке по случаю дня рождения.
Вот почему о временах Мошиаха Всевышний говорил так: «Чудеса, которые я сотворю для ваших детей, не будут похожи на те, что Я делал для их предков. С предками Мне помогал Небесный суд. Но для детей все чудеса Я буду делать сам» (Шмот Раба 19:7).
Почему сам? Потому, что даже Небесный суд не мог постичь секрета «бесшумного взлома» системы, не затрагивающего хода ее работы. Это под силу лишь Творцу. В этом Его уникальность, которая была бы очевидна тому, кто смог бы ее осознать.
Что особенного во внутриприродных чудесах, которые Б-г должен совершить в одиночку? И если о них известно только Ему и они не влияют на законы природы, каким образом они становятся чудесами?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам стоит найти ответ на другой, более фундаментальный, а именно: благодаря чему одно событие становится чудесным, а другое — естественным? Разве не Всевышний управляет всем, что происходит? Для того чтобы появились трещины, нужна стена, на которой они появятся. Но ведь для Б-га не существует никаких стен?
Цви Фриман