Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
23.05.2014
Они шли все вместе, два миллиона человек, медленно продвигаясь по пустыне и оставляя следы на песке. Двигались в строго определенном порядке, каждое колено — на своем месте. В центре этой массы людей находился Мишкан, переносной дом Творца. Мишкан окружали евреи из колена Леви: с восточной стороны шли Моше, Аарон и члены их семей; с западной — семейство Гершона; с южной — семейство Кехата, а с северной — семейство Мерари. Эти четыре семьи были окружены представителями остальных двенадцати колен Израиля — по три колена с каждой из сторон.
Ангельское окружение
В Мидраше сказано, что Всевышний спустился с небес на гору Синай в сопровождении 22 тысяч ангелов. Эти ангелы, окружавшие Б-жественное присутствие, были разделены на четыре группы (Бемидбар Раба 2:3).
Во главе группы, находившейся с восточной стороны, был ангел Габриэль. Группу с западной стороны вел ангел Рафаэль, северную — ангел Уриэль, а южную — ангел Михаэль.
Первый круг ангелов, приближенных к Всевышнему, окружали другие ангелы, также разделенные на четыре группы. В этом внешнем круге их было уже 600 тысяч (Талмуд, трактат Шаббат 88а).
Став свидетелями столь впечатляющей организации небесных посланников, наши предки захотели установить такой же порядок для себя. Евреи стремились окружить себя со всех сторон Б-жественным присутствием, чтобы все их внимание было сосредоточено на Всевышнем. Поэтому в тот момент, когда в Мишкане проявилось Б-жественное присутствие, они попросили разделить их на группы, подобные тем, какие наблюдали у спустившихся с небес ангелов.
Повеление
Спустя 30 дней после возведения Мишкана Всевышний повелел Моше провести перепись среди евреев и объединить их в группы по принципу, установленному для окружавших Его на Синае ангелов.
Проведя перепись, Моше с удивлением обнаружил, что численность евреев совпадает с количеством ангелов, окружавших Творца на Синае. На тот момент еврейский народ насчитывал 22 тысячи левитов, что соответствовало количеству ангелов «внутреннего круга», и 600 тысяч представителей других колен — по числу ангелов «внешнего круга».
Повеление разделить народ на группы вызвало у Моше опасение, что новый порядок приведет к ссорам и трениям между евреями из разных колен. Какое из колен будет вести остальных? Какое из них окажется с восточной стороны, а какое — с западной? Моше был абсолютным противником любых разногласий.
«Не волнуйся, — сказал Б-г Моше. — Праотец Яаков уже позаботился об этом. Перед тем как покинуть земной мир, он передал евреям подробный наказ о том, как им следует переносить его прах — и в таком же порядке его потомки будут странствовать по пустыне».
«Йегуда будет с восточной стороны, а за ним пойдут Иссахар и Звулун. Реувен будет с южной стороны, а за ним — Шимон и Гад. Эфраим будет с запада, а за ним — Менаше и Биньямин. Дан будет с севера, а за ним — Ашер и Нафтали» (Мидраш Танхума, Бемидбар 12).
Колена и ангелы: Сила, Доброта, Исцеление, Свет
Колено Йегуды находилось с восточной стороны, как и группа ангелов, возглавляемая Габриэлем. Йегуда олицетворял силу и жесткую дисциплину, как Габриэль, ангел Б-жественной силы.
Колено Реувена двигалось с южной стороны, подобно группе ангелов, возглавляемой Михаэлем. Реувен символизировал добро: именно он первым принялся спасать Йосефа. Это качество отличает и Михаэля, ангела Б-жественной доброты.
Колено Эфраима занимало западную сторону — совсем как группа ангелов с Рафаэлем во главе. Спустя много лет потомки колена Эфраима отговорили евреев севера Израиля от похода в Иерусалимский Храм. Они никогда не раскаивались в совершенном ими грехе и так и не излечились духовно. Поэтому они располагались со стороны Рафаэля, ангела Б-жественного исцеления.
Колено Дана находилось с северной стороны, подобно группе ангелов, ведомых Уриэлем. Колено Дана фактически воплотило запрет Эфраима на паломничество, и его представители лишились доступа к Б-жественному свету. Поэтому они соответствовали Уриэлю, ангелу Б-жественного света.
Одиннадцать месяцев
Всевышний ждал целых одиннадцать месяцев, чтобы исполнить пожелание еврейского народа и согласиться на этот небесный порядок.
В Мидраше мы читаем о том, что Создатель «обручился» с евреями у горы Синай и «вступил с ними в брачный союз» в тот день, когда был возведен Мишкан (Мидраш Танхума, Ки Тиса 16 и Насо 20; см. также комментарий Раши на Бемидбар 7:1). В древние времена существовал обычай, согласно которому между обручением и заключением брака должно было пройти десять месяцев. Несложный подсчет показывает, что между днем, когда евреи получили Десять заповедей, и днем, когда был установлен Мишкан, также прошло десять месяцев.
Согласно Талмуду, свадебные празднества должны продолжаться 30 дней (Талмуд, трактат Ктубот 8а), и Всевышний, действительно, ждал еще один месяц. Он хотел убедиться в прочности заключенного с еврейским народом союза. И только когда мы оправдали его ожидания и доказали свою преданность, Творец согласился исполнить нашу просьбу и установил для евреев желаемый порядок (Кели Якар, Бемидбар 1:1).
Как ангелы
Просьба наших предков была подобна желанию достичь недосягаемого — осознать величие Всевышнего и ощутить Его присутствие на уровне, доступном ангелам. Евреи понимали, что им это недоступно, но продолжали стремиться к достижению этого уровня.
Всевышний дождался момента, когда евреи сделали все, что было в их силах, и только тогда исполнил их просьбу. Таким образом Творец указал нам, что выйти за рамки собственных возможностей вполне реально и что даже ангельское вдохновение иногда вполне ощутимо.
Лейзер Гурков