Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
30.05.2014
На первый взгляд, начало недельной главы Торы Насо (Бемидбар 4:21-7:89) имеет отношение к явлениям, характерным лишь для древнего мира. Она начинается с описания миссии левитов во время странствий еврейского народа по пустыне. Перед тем как снова двинуться в путь, левиты должны были разбирать Мишкан и переносить его части — покрывала, перекрытия из кедрового дерева и другие детали — до места следующей остановки. По прибытии левиты вновь возводили Мишкан, в то время как остальные евреи разбивали вокруг него свои шатры. Вот уже тысячи лет мы вновь и вновь перечитываем историю странствий еврейского народа в пустыне. И эта история помогает нам понять нашу собственную миссию в жизни.
По мнению еврейских мудрецов, цель творения заключается в том, что Всевышний должен раскрыться и «пребывать» в нашем материальном мире. Но эта идея не так проста. Понятна и проста концепция, в соответствии с которой Всевышний раскрывается в высшем, духовном мире, на Небесах. Духовная сфера по определению открыта Б-жественному, она отражает священный свет Творца. Но утверждение о том, что Всевышний должен «открыться» в материальном мире, звучит довольно странно. Начнем с того, что наш мир кажется совершенно непроницаемым для Б-жественного: многие люди живут, совсем не думая о Б-ге. Когда в их жизни происходят несчастья и трагические события, они вдруг задаются вопросом: почему Б-г позволил этому случиться? Это означает скрытое присутствие Всевышнего в нашем мире.
Цель сотворения мира заключается в том, чтобы Творец смог себя раскрыть, чтобы Ему не пришлось оставаться невидимым — именно здесь, в материальном мире, населенном не ангелами, а обычными людьми, в мире автомобилей, магазинов и компьютеров.
Однако для того чтобы Всевышний мог раскрыть свое присутствие в физическом мире, сам мир должен измениться. Мир должен перестать скрывать присутствие Творца и начать открывать Его. От кого зависят эти перемены? От нас. Именно мы, еврейский народ, должны изменить этот мир, сделать его достойным местом «пребывания» Всевышнего.
Наши мудрецы указывают, что именно об этом рассказывает нам Тора. Мы читаем истории о невзгодах и испытаниях, выпавших на долю евреев, о том, как наши предки переживали их, следуя своим традициям и законам, но при этом меняя целый мир вокруг себя. В этом был смысл многолетнего рабства евреев в Египте, и в этом значение долгих странствий народа Израиля по пустыне.
Блуждая по пустыне и каждый раз возводя Мишкан на новом месте, мы готовили мир к появлению главного Святилища, Иерусалимского Храма. Сегодня, спустя тысячи лет, мы снова скитаемся по миру, живя в Израиле, России, США, Англии и любой другой точке планеты, и снова готовим мир к тому, что весь он (а не только Иерусалим) наполнится славой Творца.
Каким образом мы готовим мир к этому? Соблюдая заповеди, включающие изучение Торы и молитву, где бы мы ни были — дома или в путешествии! В любом месте и в любой момент времени мы меняем этот мир таким образом, что Б-жественное начало может раскрыться во всех аспектах жизни каждого человека. И тем самым исполняем свою миссию и достигаем цели творения.
Тали Левенталь
На основе Ликкутей Тора (труда рабби Шнеура Залмана из Ляд), комментарий на начало главы Насо