Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
06.06.2014
Перед тем как сыны Израиля отправились в путь из Синая, Моше предложил своему тестю присоединиться к ним (Бемидбар 10:29-32). Итро не был евреем по рождению: он был жрецом-язычником, который стал последователем монотеизма, а затем принял иудаизм. Как видно из текста Торы, Моше не был уверен, что ему стоит предлагать Итро отправиться в путь вместе с евреями: «И сказал Моше Ховаву, сыну Реуэля-мидиянина, тестю Моше: Мы отправляемся в путь к тому месту, о котором сказал Б-г: Его даю вам. Иди же с нами, и мы сделаем тебе добро».
Примечательно, Моше говорит, что еврейский народ отправляется в путь в Землю Израиля, тогда как Итро он предлагает пойти с ними. Разница между двумя этими близкими по значению словами заключается в том, что человек может физически идти куда-либо, но при этом не осознавая значимость пути и не переживая смену места. В этом случае тело человека находится в пути, но мыслями и сердцем он остается на месте. Например, поднимаясь на борт самолета, мы можем не испытывать особого желания покидать родной город: обстоятельства вынуждают нас, но наше сердце и душа остаются с семьей. Если же человек отправляется в путь, он совершает это путешествие и физически, и ментально, и телом, и душой.
Моше сообщил Итро, что для еврейского народа предстоящее странствие в Землю Израиля станет путешествием и в физическом, и в духовном смысле. С исходной точкой, с Египтом, их ничто не связывает. Для Итро же, полагал Моше, это путешествие могло быть омрачено тоской из-за расставания с родиной и семьей. Поэтому, приглашая Итро присоединиться к ним, Моше говорит: «Я знаю, что тебе будет тяжело, и осчастливим тебя добром, которым нас осчастливит Б-г!»
Итро озадачили эти слова Моше, что понятно из данного им ответа: «Не пойду, но в страну свою и на родину свою пойду». По сути, он сказал следующее: «Моше, я не стал бы “идти” с тобой. Потому что в путь с тобой я бы отправился с радостью. А вот куда бы я пошел с неохотой, так это в страну свою и на родину свою, туда и держу путь. Я должен идти туда потому, что очень хочу показать своей семье всю радость и красоту иудаизма. Обстоятельства вынуждают меня вернуться домой, что меня не радует, поскольку я с большим удовольствием отправился бы с тобой прямиком в Землю Израиля».
Моше поспешил высказать свою мысль иначе: «Прошу, не оставляй нас, ибо точно знаешь ты пристанища для нас в пустыне, и был бы ты нам глазами!»
Моше имел в виду следующее: «Я не говорю о том, что, оставшись тут, ты забудешь о нас из любви к климату и социальному устройству твоей страны. Меня заботит тот факт, что как только ты оставишь нас для того, чтобы учить новому членов своей семьи, ты не захочешь к нам присоединиться, потому что тебе известно, что происходит в наших лагерях в пустыне. Ты видел, как мой народ ничего не делает, а лишь всякий раз жалуется на то, что им приходится разбивать лагерь в дикой пустыне. Их не устраивала нехватка еды и воды, они восстали против Б-га, когда я не спустился с горы Синай, а они ждали меня. Ты можешь присоединиться к нам потому, что ты хочешь попасть в Землю Израиля, но ты можешь чувствовать себя неуютно среди жестоковыйных евреев. Ты можешь начать тосковать по своей родине, где люди выглядят счастливее, добрее и сердечнее. Но я умоляю тебя пойти с нами, поскольку только ты станешь моему народу достойным советчиком. Глядя на тебя, они будут думать: “Итро оставил своих друзей и родину ради возможности изучать Тору и соблюдать ее заповеди. Как мы смеем роптать о таких заурядных вещах, видя, как много отдал Итро для того, чтобы обладать лишь частью принадлежащего нам?” Благодаря твоему примеру люди осознают ценность иудаизма, твое присутствие вдохновит их. Увидев, что принадлежащее им по праву рождения так ценно для тех, кто был лишен этой привилегии, они уже никогда не отнесутся к этому с непростительной легкостью. Они перестанут воспринимать свою избранность как нечто само собой разумеющееся. Если ты присоединишься к нам, евреи не просто уйдут из Египта, с которым их ничего не связывает, — они осознанно отправятся в Землю Израиля, дорожа бесценным даром Творца».
Эти слова мы можем отнести и к нашей собственной жизни. Те из нас, кому повезло родиться евреем, обладают драгоценным даром, который мы часто попросту недооцениваем. И на примере праведных геров, прошедших гиюр, мы должны научиться ценить предоставленную нам честь быть евреями.
Да, оставить в прошлом семью, друзей и привычный образ жизни нелегко. Сложно привыкнуть к новому образу жизни и многочисленным правилам еврейской жизни, включающим в себя тяжелый труд и необходимость отказываться от работы в непривычные для окружения дни. Конечно, непросто стать частью древней общины, выучить новый язык, принять новые ценности и общественный этикет, завести новых друзей.
Тем не менее для того, кто прошел гиюр, все эти новшества в радость. Если задуматься, мы можем многому научиться у геров. Мы приходим в синагогу, но вопрос в том, идем мы туда или отправляемся? Мы постимся в Йом Кипур, но как мы это делаем — с радостью или с неохотой? Любим ли мы Тору так, как это делают обращенные в иудаизм?
Тора запрещает нам ущемлять в чем либо новообращенных. Забудьте о дискриминации. Лучше сделайте каждого из них примером, достойным подражания. Если бы мы испытывали хотя бы часть той радости и любви к Торе, которую испытывают те, кто принял иудаизм, если бы их решимость вдохновляла нас, еврейский народ стал бы только лучше.
Все это касается в первую очередь вопросов религии, но мы можем извлечь из этой идеи уроки и для нашей повседневной жизни. Жизнь — это дорога, движение по которой не прекращается ни на минуту. У нас есть два выбора: мы можем отправиться в путь по дороге жизни, а можем просто идти по ней.
Мы с нежностью вспоминаем лучшие моменты прошлой жизни, но не можем сосредотачиваться на них, если наша цель — получение удовольствия в будущем. Каждый шаг на жизненном пути таит неизведанные мгновенья счастья и наград, но найти их может лишь тот, кто ищет. А искать их может только тот, чьи мысли и порывы души устремлены не в прошлое, а в будущее. Нельзя просто идти по жизни. Важно еще и ценить каждый шаг на этом пути.
Лейзер Гурков
На основе комментариев Кли Якар на Бемидбар 10:29-31.