Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
17.06.2014
Тора не запрещает мужчине иметь несколько жен. Многие наши предки — Авраам, Яаков, царь Давид и царь Шломо — состояли в браке одновременно с несколькими женщинами. При внимательном прочтении становится понятно, что практически во всех случаях для многоженства имелись особые причины.
Жениться на Агар Аврааму предложила Сара: сама она страдала бесплодием, а рабыня-египтянка могла родить ему долгожданного сына. Яаков женился на Лее лишь потому, что был обманут Лаваном. Рабынь Бильху и Зилпу он взял в жены по совету Леи и Рахель, своих «старших» жен, которые с помощью рабынь хотели выносить для мужа больше детей.
В Торе не содержится прямого запрета на полигамию. Около тысячи лет назад знаменитый талмудист средневековой Германии раввин Гершом бен Иехуда, которого называли «Светочем диаспоры» (Меор ха-Гола), запретил многоженство. Этот запрет стало законом для всех евреев ашкеназского происхождения, но не был признан сефардской и йеменской общинами. Впрочем, сегодня и среди сефардских евреев полигамные браки практически не встречаются: большая их часть живет в обществе, где многоженство противозаконно или неприемлемо с точки зрения социальных устоев.
Рав Гершом запретил полигамные браки по нескольким причинам. Во-первых, чтобы не допустить использования беззащитного положения женщин и спасти их от унижения (Маарик от имени Рашба, цитата из Даркей Моше, Эвен ха-Эзер 1:10). Во-вторых, чтобы избежать вражды между женами-соперницами (Мордехай, Ктубот 291, цитата из Даркей Моше, Эвен ха-Эзер 1:12): такая вражда могла повлечь за собой нарушение многих заповедей Торы (Респонса Маарама Шика, Эвен ха-Эзер 4). Рабейну Гершом беспокоился и о том, что не все мужья в состоянии обеспечить достойный уровень жизни для каждой из своих жен, в особенности находясь в изгнании (Респонса Маарама из Падуи, 14; Респонса Мишкенот Яаков 1). Кроме того, он опасался, что мужчина может жениться на нескольких женщинах в разных городах, а их дети впоследствии могут вступить в запретные связи (Мишкенот Яаков, там же).
Согласно еще одной точке зрения, запрет на полигамию был установлен в соответствии с законами и традициями христиан — чтобы те не преследовали евреев за отличный от их образ жизни (Респонса Шеелат Яавец 2:15). Однако эта версия была опровергнута галахическими авторитетами.
В иудаизме многоженство никогда не возводилось в идеал. В мистических произведениях еврейских мудрецов сплошь и рядом встречается утверждение, что муж и жена — две половинки одного целого. Любопытно, что ни в Талмуде, ни в мидрашах, которые были составлены задолго до вступления в силу закона рава Гершома, не встречается упоминаний о полигамных браках. Разумеется, это не означает, что такие браки в те времена не заключались, но многоженство определенно никогда не считалось нормой.
По всей вероятности, многоженство всегда считалось исключительной мерой для тех мужчин, чьи жены были бесплодны: им хотелось потомства, но не ценой развода с любимыми женщинами. Кроме того, правители многих стран использовали полигамию для скрепления связей с другими кланами и народами.
Нафтали Зильберберг