Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
25.06.2014
Неловко наблюдать за тем, как пользующийся у вас безграничным авторитетом человек о чем-то просит. Еще более неприятно видеть, как ему в этой просьбе отказывает. Как бы то ни было, мы становимся невольными свидетелями такого отказа в конце последней книги Торы: Моше умоляет Всевышнего позволить ему войти в Святую Землю и получает отказ. Мидраш подробно описывает горечь и отчаяние, охватившие Моше (Мидраш Раба, Танхума и Ялкут Шимони).
Почему Всевышний отказал Моше и не дал ему войти в Святую Землю? Почему Он отверг единственную личную просьбу Моше, упомянутую в Торе? (Дварим 3:23) Эти вопросы задавались тысячи раз.
Моше вел сынов Израиля по тернистому и неизведанному пути к становлению нового народа. Он прошел вместе с ними все трудности от Египта до горы Синай, однако не был с ними в тот великий момент, когда евреи завершили свой путь и вошли в Землю Израиля.
Между молотом и наковальней
Предыстория такова. После сорокалетних странствий по пустыне народ Израиля прибыл в Кадеш, что в пустыне Цин, у границы со Святой Землей. В определенный момент стало известно, что в этом месте нет воды, и народ стал роптать. «Лучше бы нам умереть, как умерли братья наши пред Б-гом! Зачем привели вы собрание Б-га в эту пустыню? Чтобы погибли и мы, и наш скот? — жаловались евреи Моше. — И зачем вы вывели нас из Египта? Чтобы привести нас в эти гиблые места?..»
Моше обратился к Всевышнему, который повелел ему: «Возьми посох и созови все общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале у них на глазах, чтобы дала она воду». Когда у скалы собрались все сыны Израиля, Моше обратился к ним со словами: «Слушайте же, строптивые: не из этой ли скалы извлечь нам для вас воду?» Затем он занес руку с посохом, дважды ударил им по скале — «и обильно потекла вода, так что напилась вся община и скот».
И сказал Б-г, обращаясь к Моше и Аарону: «За то, что вы не поверили мне, не явили святость Мою на глазах у сынов Израиля, вам не суждено ввести эту общину в страну, которую Я отдаю им!»
Перед нами неопровержимые факты. Однако интерпретация их не столь очевидна и прямолинейна. В чем именно заключался проступок Моше? Почему Всевышний так жестоко наказал Своего вернейшего слугу за поступок, который нам кажется незначительным прегрешением?
Комментарии предлагают нам большое количество разнообразных ответов. Рассмотрим один из них.
По словам Нахманида (Дварим 3:23), Моше нарушил волю Творца, сказав еврейскому народу:«Не из этой ли скалы извлечь нам для вас воду?» Эти слова можно было понять таким образом, будто Моше мог высечь воду из камня самостоятельно, без помощи Создателя.
И дело не в том, что в это мог не верить сам Моше — он, как известно, был самым преданным слугой Творца и величайшим из когда-либо живших пророков. Но это не означало, что евреи не могли неверно его понять.
Моше Рабейну был человеком непростым. Он обладал двумя качествами, сочетание которых приводило к не очень благоприятному результату: с одной стороны, он стремился к абсолютной истине, с другой — был склонен идеализировать людей, видеть их не теми, кем они были на самом деле, а теми, кем должны были быть в идеале, выдавал желаемое за действительное. Вот почему он не мог ожидать от них поведения, не соответствующего его представлениям об идеале, не мог предвидеть, что они проявят слабость.
Например, в приведенной выше истории Моше и представить себе не мог, что его слова могли быть истолкованы как утверждение о том, что он действует самостоятельно, без помощи Всевышнего.
Кроме того, будучи человеком удивительной честности и прямоты, он больше заботился о том, что именно нужно сказать, нежели о том, как сказанное им может быть истолковано. С точки зрения Моше, когда лидер начинает задумываться о том, как его слова воспринимает ведомый им народ, он уподобляется в своих мыслях народу и тем самым компрометирует собственные качества, позволившие ему стать лидером, а именно — способность видеть происходящее в другой перспективе и с более объективной позиции, недоступной обычному человеку.
В этом случае Аарон как нельзя лучше дополнял образ Моше, выступая в качестве его «противовеса» . Во-первых, он понимал все человеческие слабости и старался помочь людям исправить их недостатки. Во-вторых, Аарон олицетворял собой мир, который зачастую можно достичь только путем компромисса.
Будучи идеалистом, Моше Рабейну был не способен увидеть различие между своим восприятием и восприятием народа. Именно поэтому Всевышний решил, что Моше не войдет в Святую Землю.
Смена фокуса
Еврейские мистики рассматривают путешествие из Синая в Кнаан не просто как смену декораций, но и как изменение миссии и мировоззрения народа Израиля.
В пустыне еврейский народ вел духовную жизнь. В пустыне должен был укрепиться дух, должно было произойти становлении нового народа, миссия которого состояла в том, чтобы нести свет другим. Всевышний обеспечивал все материальные нужды евреев, чтобы у них было достаточно времени и сил для учебы и молитвы. Могла ли их жизнь быть лучше этой?
В Кнаане все было по-другому. На Святой Земле евреям нужно было воевать, обрабатывать землю и зарабатывать себе на пропитание. С приходом в Кнаан беспечной, беззаботной жизни евреев пришел конец.
Народу Израиля предстояло увидеть реальный мир без прикрас. В этой связи им нужен был новый лидер, понимающий, как на самом деле устроен этот мир, способный понять и слабости человеческой натуры. Эти качества необходимы ему для того, чтобы наладить отношения с несовершенными людьми, стоящими на пороге новой жизни, полной сложностей и испытаний, и помочь им перейти в эту новую реальность и к новому пониманию своей миссии с минимальными потерями.
Возможно, эта идея поможет нам понять, почему, обращаясь к народу в Кадеше, Моше говорит «мы», а не «Он»: эти слова были не прегрешением против Творца, а скорее непониманием того, как работает восприятие народа. Вот почему Моше не стал тем лидером, который должен был повести еврейский народ к его новой судьбе.
Таким образом, полученный Моше отказ войти в Святую Землю следует рассматривать не как жестокое наказание, а как логичное следствие того, как сам Моше понимал роль и миссию лидера.
В пустыне Моше мог позволить себе попытаться изменить ход мыслей народа и уподобить его своему мировоззрению. Однако в Кнаане, где еврейскому народу предстояло столкнуться со множеством трудностей, характерных для материального мира, лидер должен был понимать логику и ход мыслей простого народа, чтобы исполнить свою миссию наилучшим образом.
Какой урок мы из этого извлекаем?
В той или иной степени все мы являемся лидерами, способными влиять на окружающих посредством своих слов и поступков. Говорят, что особенности восприятия формируют нашу реальность. Иными словами, в большинстве случаев важны не наши слова и действия, а то, как их воспринимают и понимают окружающие.
Мало говорить хорошие слова. Важно, чтобы хорошие идеи были правильно сформулированы и правильно поняты слушателем. Все, что мы имеем в виду или только намереваемся сделать, в нашем мире не так уж и важно. Мы можем проигнорировать этот факт или принять его. Мы можем преодолеть сложности общения, а можем уйти от ответственности, не утруждая себя лишний раз. Выбор за нами.
Мендл Камельсон