Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
27.06.2014
Наше существование в этом мире подобно путешествию. Говоря точнее, это путешествие души. Б-жественная душа зарождается на самом высоком духовном уровне, полном святости и приближенном к Всевышнему. Затем она приходит в материальный мир, представляющий собой поле непрекращающейся битвы, в результате которой душа проходит очищение. Проживая жизнь в нашем мире, она поднимается на следующий уровень святости.
Давайте рассмотрим, как эта идея раскрывается в главе Торы, которую мы читаем на этой неделе.
В одном из разделов недельной главы звучит песнь в честь колодца (Бемидбар 21:17-18). Речь идет о колодце Мирьям, который для еврейского народа был источником воды на протяжении сорока лет странствования по пустыне. Когда это длительное путешествие уже подходило к концу и евреи вот-вот должны были войти в Святую Землю и зажить нормальной жизнью, они воспели Всевышнему особую песнь благодарности за колодец.
Какое отношение эта история имеет к представлению о душе? Дело в том, что еврейское учение, объясняя ту или иную идею, зачастую использует образы и метафоры. Например, любой образ воды — текущий в саду ручей, колодец с чистой водой — символизирует человеческую душу.
Душа — наше духовное измерение. Она связывает нас с мирами, выходящими за рамки привычных представлений о времени и пространстве, за границы физического тела и земной жизни. Вместе с тем, внимательнее вглядевшись в душу, мы можем осознать, насколько на самом деле ценна наша земная жизнь.
Перед тем как сойти в этот мир, наша душа подобна ручью в саду, в Ган Эдене (Райском саду). Затем вода впитывается в землю. Она просачивается все глубже и глубже и в конечном счете покидает пределы Ган Эдена, попадая в наш мир, в тело человека. На протяжении человеческой жизни душа проходит несколько этапов развития. Сначала человек рождается, затем постепенно растет, взрослеет. Все это время его священная душа пребывает в теле, окруженная различными враждующими силами — страстями, желаниями, физическими потребностями. Такими силами выступают также различные жизненные обстоятельства, взлеты и падения. Как бы то ни было, на протяжении всей жизни в этом мире человек старается соблюдать предписания Торы, и именно эти усилия составляют внутреннюю природу его души.
В конце концов, после долгого пребывания глубоко под землей, очищенная от различных примесей, поднимается долгожданная вода души. Именно сейчас она приобрела удивительную чистоту и прозрачность. Путь, который прошла эта душа, привел ее к полному раскрытию своего потенциала и присущей ей святости, которая изначально не была очевидной. Душа приобретает качество живой воды, которая очищает этот мир и возносит его навстречу святости.
Таков путь души, наш путь. Иудаизм сам по себе олицетворяет этот путь, с тех самых пор, когда Всевышний повелел Аврааму оставить свой дом и отправиться в Землю Израиля. По прошествии времени потомки Авраама вошли в Святую Землю. Именно там начался земной путь каждого из нас. На каждом этапе жизни в земном мире благодаря изучению Торы и соблюдению заповедей воды души очищаются и поднимаются на новый уровень святости, меняя окружающий мир, превращая его в священное место для пребывания Б-жественного.
Тали Левенталь
на основе Сефер ха-Маамарим Мелукат,
том 1, стр. 141-143
(Автор: Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон)