Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.07.2014
Одна из историй недельной главы, которую мы читаем на этой неделе, повествует о моавитянском царе Балаке, который страшно испугался евреев, разбивших лагерь у границы его владений. Незадолго до того еврейский народ с легкостью победил и захватил соседние земли двух могущественных царей — Сихона и Ога, и Балак всерьез опасался, что теперь евреи нападут и на него. Поэтому он обратился к колдуну и прорицателю Бильаму и поручил проклясть угрожавших ему захватчиков. Но проклятия не возымели должного эффекта, поскольку Всевышний превратил их в нескончаемые благословения еврейского народа.
Как бы то ни было, страхи Балака были необоснованными, а усилия напрасными. Он и не догадывался, что Всевышний повелел евреям «не враждовать с Моавом и не начинать с ними войны» (Дварим 2:9), поскольку земля Моава была обещана потомкам Лота. Да, Балака нельзя винить в том, что он не знал о данном евреям Б-жественном наказе, но Бильаму, пророку, который «слышит слова Бога, знает намерения Всевышнего, видит явление Всемогущего» (Бемидбар 24:16), конечно, было известно, что евреи не настроены враждебно по отношению к моавитянам. Почему же он не сказал тогда Балаку: «Друг мой, не стоит беспокоиться. Евреи не представляют для тебя никакой угрозы»?
Размышления на эту тему привели величайшего комментатора Торы Раши к заключению, что «Бильам ненавидел евреев больше, чем Балак». Да, Балак невзлюбил евреев, но на то у него была веская причина: он считал, что евреи представляли смертельную угрозу для него и для всех жителей Моава. Бильам же, подобно многим врагам еврейского народа на протяжении всей его истории, ненавидел евреев беспричинно. Эта неприязнь не имела под собой никаких логических оснований, она была иррациональна и в разы превосходила ненависть Балака. В сложившихся обстоятельствах Бильам увидел прекрасную возможность причинить евреям зло, хотя и понимал, что страхи Балака беспочвенны.
Всевышний не воспрепятствовал плану Бильама в отношении евреев; более того, Он даже не стал давать евреям новых благословений в ответ на проклятия Бильама. Вместо этого Создатель «обратил проклятие в благословение» (Дварим 23:6). Талмуд объясняет это тем (Трактат Сангедрин 105a), что благословения Бильама на самом деле были проклятиями, которые он с самого начала намеревался наслать на евреев, но чудесным образом они были преобразованы в слова благословения.
Если обратить обоснованную ненависть в любовь (как в случае с Балаком), то и сама любовь будет логичной, основанной на понимании и рациональной оценке личных качеств и достоинств объекта чувств. Но если обратить в любовь абсолютно беспричинную и нелогичную ненависть, из нее родятся прекрасные благословения, подобные тем, что, сам того не желая, дал евреям Бильам, — и это будет безграничное, чистое, совершенное чувство. Такая любовь не укладывается в категории логики и разума, и именно так Всевышний любит каждого из Своих детей.
Неудивительно, что благословение Бильама стало своего рода пророчеством о временах Мошиаха: «Я вижу то, что [наступит] не сейчас, зрю то, что [явится] нескоро. Взошла звезда [Мошиаха] от Яакова, вознесся жезл от Израиля… И Израиль возьмет верх [над своими врагами]» (Бемидбар 24:17-18).
А все потому, что именно с началом эры Мошиаха наконец проявится истинная и безграничная любовь Творца к Его детям, как сказано в пророчестве Бильама.
Нафтали Зильберберг
Адаптированный текст из Ликкутей Сихот,
том 38, стр. 85-89