Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
18.07.2014
Границы между духовным и материальным, между идеалистическими представлениями и суровой реальностью всегда были важной темой для обсуждения в еврейском учении. Столкновение двух этих измерений и попытка разрешить конфликт между ними содержатся в одной из историй, приведенных в главе Матот (Бемидбар 30:2-32:42), которую мы читаем на этой неделе.
Сорокалетние странствия еврейского народа по пустыне завершились. Евреи разбили лагерь на восточном берегу Иордана, им предстояло перейти через реку и завоевать Землю Израиля. Представители колен Реувена и Гада пришли к Моше и сказали: «У нас есть стада овец. На этом берегу Иордана земля пригодна для скота. Позволь нам остаться здесь и не переходить на другой берег».
Моше был крайне озабочен этими словами. В них он услышал повторение истории с разведчиками, случившейся в самом начале странствий, когда в общине заговорили о том, что евреям не стоит идти в Землю Израиля. В просьбе сынов Гада и Реувена остаться на восточном берегу Иордана тоже слышалось сомнение. Тем не менее после разговора с главами двух колен Моше дал свое согласие.
Каков смысл этой истории? О чем она говорит?
Как объясняют хасидские мудрецы, поколение разведчиков не желало идти в Землю Израиля, чтобы не утратить духовность того образа жизни, который еврейский народ вел в пустыне. Там они чувствовали свою тесную связь с Б-гом. Они не должны были думать о том, как прокормить себя и свои семьи: их пищей был ман, падающий с Небес, и вода, бьющая из скалы. Войдя в Страну Израиля, они были бы вынуждены заняться тяжелым физическим трудом и погрузиться в скучную повседневную рутину. Поэтому они и хотели остаться в пустыне. И Всевышний осудил их за это стремление к чистой духовности.
Колена Реувена и Гада, попросившие позволения остаться на восточном берегу реки Иордан, где они смогли бы пасти своих овец, на первый взгляд повели себя так же, как разведчики. Поначалу эта просьба безмерно расстроила Моше. Но спустя время он ответил на нее согласием. Почему?
Мудрецы объясняют, по какой причине многие наши предки, включая праотцов и сыновей Яакова, были пастухами: это занятие давало им возможность сохранять духовный образ мыслей и избегать мирской суеты.
Поколение разведчиков хотело, чтобы в мире духовного вместе с ними остался весь еврейский народ. В отличие от них, колена Реувена и Гада говорили только о себе. Более того, они согласились перейти на другой берег, чтобы помочь своим собратьям завоевать Землю Израиля. Таким образом, их духовность стала благом для всего народа, и поэтому Моше согласился выполнить их просьбу.
И сегодня среди нас есть те, кто посвящает себя бизнесу или профессиональной деятельности, и те, кто избирает духовный образ жизни, проводя основную часть своего времени за изучением Торы. Наличие двух этих групп — тех, кто находит себя в мире материальном, и тех, кто главным делом своей жизни считает изучение Писания, — на протяжении веков было важным свойством еврейского общества.
В связи с этим возникает вопрос: верно ли, что человек, посвятивший себя изучению Торы, пытается бежать от реального мира? История, изложенная в недельной главе Матот, учит нас другому: если такой человек видит свою истинную миссию в том, чтобы помогать другим, передавая им мудрость Торы, его нельзя назвать эскапистом. Напротив, он помогает поддерживать баланс духовного и материального, превращая физический мир в место пребывания Б-жественного.
Тали Левенталь
На основе Ликутей Сихот, том 8, стр. 189-191