Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
19.08.2014
В Торе сказано, что мы должны сначала накормить своих животных, а уже потом позаботиться о себе (Талмуд, трактат Брахот 40a). Это не означает, что мы обязаны отдать животному последний кусок хлеба, а сами умереть от голода. Жизнь человека, несомненно, превыше всего. Но если у нас есть такая возможность, сначала следует дать еду животному. На этом простом примере Тора учит, что человек должен ставить интересы тех, кто от него зависит, выше своих собственных.
Из хасидских философских трудов мы знаем, что зачастую у кажущихся простыми и понятными положений Торы есть глубокий скрытый подтекст. Выражаясь метафорически, в каждом из нас живет «внутреннее животное», поглощенное собой животное начало. Перед нами стоит задача обуздать свои импульсы, укротить, очистить и одухотворить эту скрытую животную сущность.
Ради того, чтобы выполнить эту задачу, наша душа спускается с Небес, где она пребывала до нашего рождения. Находясь в духовном мире, душа была готова служить Всевышнему, созерцая Б-жественное, дрожа от трепета и тая от восторга. Однако ей была поручена миссия спуститься на землю и поселиться в человеческом теле. Цель этой миссии в том, чтобы не просто продолжать служить Творцу на земле (хотя эта задача доставляет душе большую радость), но и научить этому служению тело и животную сущность.
Для души человека нет ничего лучше уединения в молитве и медитации. Но она приходит в этот мир не для того, чтобы стать лучше: совершенствоваться ей проще в духовном мире, из которого она вышла. Душа спустилась в материальный мир, чтобы облагородить наши животные порывы, развить нашу поглощенную собой натуру в бескорыстное, лишенное эгоизма существо. Она должна научить наше «внутреннее животное» Торе и соблюдению заповедей. В этом и заключается главная задача души, к выполнению которой она должна стремиться в первую очередь.
Нет сомнений в том, что эта задача непростая. Душа стремится парить в вечных, наполненных святостью сферах, а вместо этого ей приходится несколько десятков лет иметь дело с упрямым, ленивым и грубым животным. Однако благодаря этому душа достигает уровня, который ранее был ей недоступен.
До рождения человека его душа всецело сосредоточена на себе, а попадая в земной мир, становится преданна куда более важной идее. Возвращаясь на Небеса после 120 лет, проведенных на земле, она поднимается на более высокий уровень святости.
Обучая тело служению Б-гу, душа создает в материальном мире небольшое пространство для пребывания Творца, Его обитель в нижних сферах. Таков был изначальный замысел Всевышнего при сотворении мира, и Б-жественная душа получила возможность сыграть свою роль в осуществлении этого грандиозного плана.
Душа спускается в этот мир, чтобы научить эгоистичное животное бескорыстию и неэгоистичности, и в процессе обучения сама получает важный урок. Пребывая в высших сферах, сосредоточившись на служении Б-гу, святая душа в определенном смысле и сама была эгоцентрична. Теперь же, проживая жизнь в земном мире, она пожинает плоды своих усилий и осознает то, чему так усердно учила наше внутреннее животное начало: ставя интересы других выше своих собственных, мы получаем двойную награду.
Лейзер Гурков