Top.Mail.Ru

Чувство истории

12.09.2014

Недельная глава Ки Таво начинается с описания церемонии приношения первых плодов в Храме. В Мишне приведено подробное описание церемонии: те, кто жил поблизости от Иерусалима, приносили свежие финики и виноград, а те, кто жил далеко – сушеные финики и изюм. Впереди шествия шел бык, рога которого были украшены золотом, с венком из масличных ветвей на голове.

Когда евреи шли в Иерусалим с приношениями, они играли на флейтах. Приблизившись к Иерусалиму, они посылали вестников, а тем временем украшали бикурим (первые плоды). Встречать процессию выходили знатные люди Иерусалима. Когда процессия проходила по городским улицам, приветствовать паломников выходили ремесленники. Иерусалимцы обращались к гостям: «Братья наши, люди из такого-то города, добро пожаловать». Флейта умолкала лишь когда процессия достигала Храмовой горы. На Храмовой горе даже царь Агрипас возлагал корзину на плечо и шел со всеми до входа в Храм.

Эта церемония была удивительно красочной. Как бы то ни было, в контексте истории самым важным ее аспектом было произнесение каждым человеком таких слов:

Арамейцем-скитальцем был отец мой, и сошел он в Египет, и жил там с немногими людьми, и стал там народом великим, сильным и многочисленным… И вывел нас Б-г из Египта рукою сильной и мышцею простертой, и страхом великим, и знамениями, и чудесами. (Дварим 26:5-10)

Эти строки знакомы всем. Они стали частью текста Агады, которую мы читаем во время Пасхального седера. Как бы то ни было, то, что мы прекрасно помним эти слова, не должно помешать нашему пониманию их революционной роли. Слушая эти слова, мы становимся свидетелями рождения одной из наиболее революционных идей в истории мысли.

Люди древнего мира обожествляли природные явления и делали это, скорее, заботясь о хорошем урожае и всем, что с этим связано. Природа не меняется. Время природы циклично – оно измеряется временами года, обращением планет, циклами рождения, смерти и возрождения. Думая о прошлом, предки представляли себе не историю, а мифическое/ метафизическое/ космологическое прошлое – первозданный период, предшествующий рождению нашего мира в результате борьбы стихий.

Именно этого и не случилось с нашими предками. Возможно, события могли бы развиваться по-другому. Если бы иудаизм был другой религией, во время церемонии приношения бикурим евреи могли бы петь хвалебные песни Всевышнему как тому, кто создавшему наш мир и поддерживающему его существование. И в Тегилим такие песни есть. Например:

Пойте Господу благодарственный гимн; Пойте Б-гу нашему под аккомпанемент арф.Он покрывает небеса облаками, посылает дождь земле,покрывает зеленью горы, и дает хлеб, питающий его сердце.(Тегилим 147:7-8)

Значение слов, произносимых во время церемонии бикурим, кроется в том, что оно касается не природы, а истории: это сокращенный пересказ последовательности событий, начинающихся с истории наших праотцов и рассказа об Исходе, а заканчивающихся победой в войне за Святую землю. Писатель Йосеф Хаим Йерушалми предлагает нам лучший анализ интеллектуальной трансформации, которая произошла в те дни:

Именно в древнем Израиле истории было впервые приписано решающее значение, и таким образом сформировалось совершенно новое мировоззрение... Судьбоносная встреча между человеком и Божеством внезапно переместилась из плоскости природы и космоса в плоскость истории, которая стала отныне трактоваться, как чередование божественных вызовов и человеческих ответов. Ритуалы и праздники древнего Израиля сами по себе уже не являются в первую очередь повторениями мифических архетипов, роль которых заключается в недопущении существования времени в историческом смысле. Еврейский народ обращается к прошлому, но не первобытному, а историческому, в котором увековечены великие и важнейшие моменты истории народа Израиля… Ни в одном другом народе предписание помнить о прошлом не ощущается как религиозный императив для всех и каждого из этого народа. (Захор: Еврейская история и еврейская память, стр. 8-9)

История не была академической наукой, уделом ученых людей или литературной элиты. Она принадлежала всем и каждому. Слова во время церемонии приношения первых плодов произносил каждый. Каждый, кто причислял себя к еврейскому народу и соблюдал заповеди иудаизма, должен был знать историю своего народа. Более того, евреи произносили эти слова от первого лица: «Мой отец…И вывел нас Б-г из Египта…И привел Он нас на это место».

Именно благодаря интернационализации истории наши раввины говорят: «В каждом поколении обязан человек смотреть на себя, словно он сам вышел из Египта». Таким образом история становится памятью.

Быть евреем – значит быть частью истории, которая длится вот уже сорок столетий в практически каждой стране мира. Вот как об этом говорит Исайя Берлин:

Все евреи, с полным осознанием считающие себя евреями, погружены в историю. Их память – длиннее памяти остальных народов, и они существуют как единое сообщество дольше, чем какая-либо нация из тех, что остались народом с древних времен… Какие бы характерные особенности не добавлялись бы в уникальное сочетание черт, присущих народу Израиля – если не по мнению евреев, то по утверждению представителей других народов, которые сформировали свое видение нашего народа – историческая осознанность – то есть, ощущение неразрывной связи с прошлым – является сильнейшей из них. (Мишна Псахим 10:5)

Несмотря на то, что в иудаизме огромное значение придается личности человека, он также дает точное определение того, что она из себя представляет. Я не один. В отличие от философии западного мира, представленной в философских трудах – начиная с работ Хоббса и остальных, иудаизм не поддерживает идеи абсолютного «Я». Наша самоидентификация формируется в «горизонтальной» плоскости, где также присутствуют и другие личности – наши родители, мужья и жены, дети, соседи, члены общины, знакомые и незнакомые евреи. В «вертикальном» измерении мы поддерживаем связь с предыдущими поколениями, чья история становится нашей собственной. Быть евреем – значит быть звеном в цепи поколений, персонажем пьесы, которая началась задолго до нашего рождения и продолжится после нашей смерти.

Иудаизм настаивает на том, что память имеет огромное значение для самоидентификации. Мы не приходим из ниоткуда; и наша история на нас не заканчивается. Все мы листья одного древнего дерева, главы длинной книги, которая пишется до сих пор, буквы свитка с историей народа Книги.

В этом историческом чувстве есть нечто знаменательное. Оно отражает тот факт, что человеку требуется время для того чтобы учиться, расти, развиваться и бороться с собственными деструктивными и нефункциональными инстинктами, достичь моральной и духовной зрелости и создать достойное и благородное общество. Эта идея является одной из главных тем Торы. Именно поэтому наш завет действует и сегодня. Более того, по мнению еврейских мудрецов, единственным верным гарантом соблюдения союза, заключенного у горы Синай, являются дети, которым еще предстоит родиться.

Мы практически становимся бессмертными в этом мире: мы осознаем тот факт, что сохраняем память о надеждах наших предков и являемся гарантами того, что наш завет будет сохранен и впредь – ради будущего.

Вот что происходило в дни, когда наш Храм стоял в Иерусалиме, куда евреи приносили первые плоды урожая и, вместо того, чтобы восхвалять природу, воспевали историю своего народа с тех самых пор, когда «арамейцем-скитальцем был отец мой», и по сей день. Как сказал Моше Рабейну в последних наставлениях потомкам:

Помни дни древности; пойми годы всех поколений, спроси отца твоего, и скажет он тебе, старцев твоих, и они скажут тебе. (Дварим 32:7)

Быть евреем – значит знать, что история нашего народа находит свое продолжение в нас самих.

раввин Джонатан Сакс
{* *}