Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
22.09.2014
Рассказывая об обычаях и традициях еврейского народа, Махарил (Морейну а-Рав Яаков а-Леви, 1360?-1427) говорил о том, что обряд Ташлих, который мы совершаем в Рош а-Шана, берет свое начало в глубокой древности. Этот обряд исполняют незадолго до захода солнца в первый день Рош а-Шана (в случае если этот день выпадает на шаббат, Ташлих откладывается на следующий день праздника) на берегу реки, озера или другого водоема. В ходе церемонии евреи читают соответствующие молитвы, а затем символически выворачивают карманы и отряхивают полы своей одежды.
Объяснение этому обычаю дается в трех последних фразах книги пророка Михи, которые мы произносим во время Ташлиха. Мы говорим: «Кто есть Всевышний, подобно Тебе, прощающий беззаконие и не вменяющий в вину проступок остатку Своего наследия? Он не держит вечно гнева своего, ибо Он желает творить благодеяния. Он вновь умилосердится над нами, подавит беззакония наши и бросит (ташлих) в пучины морские все наши грехи».
Махарил предлагает нам дополнительное объяснение смысла Ташлиха. В мидраше рассказывается о том, что, когда Авраам и Ицхак шли на гору Мория перед акедой (жертвоприношением Ицхака), им пришлось перейти через реку — таково было одно из препятствий, с помощью которых Сатан пытался помешать им исполнить волю Всевышнего. Казалось, что бурные воды реки вот-вот поглотят их, но Авраам взмолился: «Спаси нас, Всесильный, воды дошли до души моей!» — и вместе с сыном был спасен. По мнению Махарила, эта история учит нас тому, что никакое препятствие не может помешать нам исполнить заповедь Творца. Тот, кто способен на беззаветную любовь Авраама и готовность отдать свою жизнь ради исполнения слова Всевышнего, может быть уверен в том, что его грехи будут «брошены в пучины морские».
У молитвы, которую мы читаем во время обряда Ташлих, совершаемого на берегу реки, озера или моря — любого водоема, где водится рыба, — есть и другое значение: она пробуждает в нас мысли о покаянии. Эта молитва — напоминание о том, насколько полна опасностей жизнь рыб, с какой легкостью они могут попасть на крючок или в рыболовные сети. Так и наша жизнь полна ловушек и соблазнов.
Мы вспоминаем классическую историю о рабби Акиве, который не повиновался указу римского императора Адриана, запрещавшему евреям изучать Тору. На вопрос о том, почему он готов рисковать своей жизнью ради того, чтобы продолжать изучать Тору и распространять ее учение в народе, рабби Акива отвечал притчей:
Однажды голодная лиса оказалась на берегу реки. Она увидела, как рыбы суетливо плавают в воде. И сказала хитрая лиса рыбам: «Я вижу, что вы живете в страхе угодить в сети рыбака. Выходите на берег — тут вы не попадете в сеть, и мы заживем в счастье и радости, как когда-то жили наши предки». Рыбы в ответ посмеялись над лукавой лисой: «Вода — наша жизнь, и если нам грозит опасность в воде, то на суше нас тем более ждет неминуемая смерть!»
Тора — это наша жизнь. Мы не можем жить без нее, так же как рыба не может жить без воды. Так сможем ли мы спастись, если откажемся от нашего образа жизни и пути Торы?
Именно такие мысли рождаются в сердце еврея, совершающего обряд Ташлих.
Наконец, рыба служит нам напоминанием и о «недремлющем оке» Провидения: у рыб нет ресниц, их глаза всегда открыты, и точно так же ничто не скроется от Всевышнего. В своей вере в Творца человек черпает силы и надежду, поскольку Охраняющий народ Израиля никогда не дремлет.
В Средние века обычай Ташлих не раз использовался как повод обвинить евреев в наложении проклятий и даже отравлении воды. В связи с этим раввины иногда были вынуждены накладывать запрет на совершение Ташлиха, чтобы не подвергать опасности жизни евреев.
Элиягу Китов