Top.Mail.Ru

Суккот и все его атрибуты

08.10.2014

Для исполнения заповеди четырех растений в Суккот нам нужен этрог (цитрон), лулав (ветвь финиковой пальмы), адас (ветвь мирта) и арава (ветвь ивы). Именно над этими растениями мы произносим благословение в праздник Суккот. В Мидраше сказано: «У этрога есть и вкус, и аромат; так же и в народе Израиля есть евреи, которые учат Тору и совершают добрые дела... У финика есть вкус, но нет запаха; так же и в народе Израиля есть евреи, изучающие Тору, но не совершающие добрых поступков... Адас приятно пахнет, но безвкусен; так же и в народе Израиля есть евреи, славящиеся добрыми делами, но не знающие Торы...У аравы же нет ни вкуса, ни запаха; так же и в народе Израиля есть евреи, не делающие добра, и не изучающие Тору. И сказал Господь: «Пусть все станут одной связкой, и тогда каждый будет искуплением для другого» (Мидраш раба Ваикра, 23:11).

Любавичский Ребе особо отмечал, что в Мидраше не просто сказано «и будут все они частью еврейского народа», или «все угодны в глазах Б-га», или «каждый из них необходим» а именно «каждый будет искуплением для другого». Это означает, что у каждого из четырех видов есть что-то, чего нет у других; и именно это качество «искупляет» и восполняет отсутствие определенного качества у других. Иными словами, все возможные качества не только создают народ — они создают личность. А в течение Суккота мы связаны друг с другом так крепко, что качества других сказываются на каждом из нас.

Этрог заявляет: «Я совершенен. Во мне прекрасно сочетаются и знание, и поступки. В моей жизни они не борются друг с другом, а дополняют и делают честь друг другу». Мы должны знать о том, что у нас есть потенциал для достижения подобной гармонии, и в жизни есть немало моментов, когда мы ее достигаем.

Лулав говорит: «Я полностью посвятил себя постижению мудрости и самопознанию. Добрые дела дорогого стоят, но лично я избрал путь познания Б-га и себя, даже если это будет означать полную отстраненность от мира». Мы должны знать о том, что у нас есть потенциал для достижения такого уровня знаний,  и что нередко мы их действительно достигаем.

Адас утверждает: «Наш мир держится на поступках. Познание Б-га и себя — достойные цели, но я должен делать свое дело. Я должен построить лучший мир, а просвещение подождет». Мы должны помнить, что нашей миссией в этом мире является «устройство этого мира как жилища для Б-га», и иногда необходимость действия затмевает все вокруг.

Арава говорит: «У меня нет ничего. И я ничто». И эти слова мы должны произнести хотя бы раз в жизни.

Янки Таубер

{* *}