Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
08.10.2014
Еврейские мудрецы ассоциируют заповедь пребывания в сукке с единством. Именно так можно интерпретировать выражение из ежедневной молитвы «твой шалаш мира», а также слова самих мудрецов о том, что «весь народ Израиля будет пребывать в одной сукке». Почему сукка ассоциируется с миром и единением?
В окружении заповеди
В Торе (Ваикра 23:42) сказано: «В шалашах (суккот) живите семь дней». Наши мудрецы комментируют эту заповедь так: «Человек должен жить [в сукке] как жить [в своем доме]» (Талмуд, трактат Сукка 28b). На протяжении семи дней праздника Суккот все наши повседневные дела мы должны совершать в сукке. Мудрецы объясняют это следующим образом: «Все эти семь дней человек должен смотреть на сукку как на место постоянного жительства, а на свой дом — как на временное жилище… В сукке следует есть, пить, отдыхать и учиться» (Талмуд, трактат Сукка 28b).
Мудрецы отмечают (Берейшит Раба 44:1), что «заповеди были даны с единственной целью совершенствования всех творений»: исполняя заповедь, человек поднимает и себя, и все что его окружает, на новый уровень. Большая часть заповедей касается ограниченных аспектов нашего бытия и измерений нашего окружения. При наложении тфилин еврей поднимает на новый уровень свою голову, сердце и руку, равно как и сами кожаные коробочки тфилин. Когда же человек живет в сукке, заповедь касается всего его тела; даже самые обыденные аспекты его жизни становятся средствами соединения с Творцом.
Действие заповеди о сукке не ограничено периодом самого праздника; эта мицва влияет на наш образ жизни на протяжении всего последующего года. Тора просто говорит нам: «Во всех путях твоих познавай Его» (Мишлей 3:6). Мудрецы Талмуда добавляют: «Это короткий стих, на котором основаны главные принципы Торы» (Талмуд, трактат Брахот 63b). Б-жественное присутствие присуще не только синагоге или иешиве, но и любому месту, где мы пребываем. Эта концепция становится реальностью благодаря заповеди о пребывании в сукке.
Придавая жизни духовность
Каждый раз когда человек исполняет заповедь, используя материальные объекты, устанавливается связь между ним и духовным значением этой заповеди. С этого момента такие материальные объекты приобретают статус ташмишей мицва (вещи, которые используются для исполнения заповеди). Поскольку их связь с духовностью не исчезает, объекты, ранее использовавшиеся для исполнения заповеди, уже не могут применяться для иных целей (Талмуд, трактат Мегила 26b; Шульхан Арух, Орех Хаим 21:1).
Между строительными материалами, используемыми для возведения сукки, и ассоциируемым с ними духовным влиянием существует еще более глубокая связь. Еврейские мудрецы говорят: «Как жертвоприношения освящаются во имя Небес… так и сукка освящается во имя Небес» (Талмуд, трактат Сукка 9a).
Сукка олицетворяет слияние материального и духовного на более глубоком уровне, недоступном при исполнении множества других заповедей. В большинстве случаев связь материального объекта с производимым им духовным эффектом, достигаемым посредством исполнения заповеди, не распространяется полностью на него самого. Следовательно, хотя мы и должны относиться к таким объектам с должным уважением, они не считаются священными, поскольку соединяются с духовностью не в полной мере. Освящение возможно в том случае, если материальный объект полностью наполняется святостью, а эта глубокая связь возникает при исполнении заповеди пребывания в сукке.
«Шалаш мира»
Еврейские мудрецы ассоциируют заповедь пребывания в сукке с единством. Именно так можно интерпретировать выражение из ежедневной молитвы «твой шалаш мира», а также слова самих мудрецов (Талмуд, трактат Сукка 27b) о том, что «весь народ Израиля будет пребывать в одной сукке».
Почему сукка ассоциируется с миром и единением? В хасидской литературе (ВеКаха 5637, гл. 95-96) дается объяснение, согласно которому исполнение заповеди сукки приводит в этот мир духовный свет высших миров, раскрытие которого стирает все различия между людьми и делает их равными друг другу. Для нашего мира характерны многообразие и дифференциация. Заповедь сукки исполняется для того, чтобы мир погрузился в Б-жественное состояние единства, которое, по сути своей, ему несвойственно.
Более того, единство, достигаемое посредством исполнения этой заповеди, стирает все различия между духовностью и материальным существованием. С общепринятой в миру точки зрения, духовное и материальное противопоставляются друг другу. Как бы то ни было, с точки зрения Всевышнего, и духовное, и материальное является проявлениями Его сути, и поэтому их сочетание может быть гармоничным.
Настоящая сукка
Наши мудрецы (Махарша, комментарий на Псахим 5а; см. также Таргум и Мидраш Тегилим на Тегилим 76:3) объясняют, что, пребывая в сукке, мы получаем благословение на то, чтобы стать свидетелями восстановления Святого Храма, как сказано в Тегилим (76:3): «В Иерусалиме шатер Его». Окончательное слияние материального с духовным произойдет в эру Избавления в Святом Храме, где Б-жественное присутствие вновь обретет себя. Да случится это в самом ближайшем будущем!
На основе бесед Любавичского Ребе