Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
24.10.2014
Представьте, что в выходной день, который вы решили посвятить семье, раздается телефонный звонок: выясняется, что в офисе появилась срочная работа, требующая вашего немедленного присутствия. Или вы, например, собирались на прогулку, но вместо этого вынуждены отправиться в автосервис, потому что ваша машина сломалась.
К счастью, лишь немногие из нас сталкивались с настоящим наводнением, когда потоки воды угрожали поглотить наш дом. Тем не менее все мы знаем, каково это: быть поглощенным потоком забот материальной жизни и сталкиваться с необходимостью решать неотложные вопросы именно в тот момент, когда собирался заняться любимым делом. По мнению хасидских мудрецов, именно в этом заключен для современных людей смысл Всемирного потопа, описанного в седьмой и восьмой главах книги Берешит.
Один из основных принципов хасидского учения состоит в том, что Тора вечна, а описанные в ней исторические события представляют собой аллегорическое изображение реалий нашей современной жизни. Всемирный потоп — это прообраз испытаний, выпадающих на долю каждого из нас: поток материальных проблем, угрожающих погасить пламя духовных устремлений, которые мы храним в своих душах.
Наши мудрецы говорят, что Потоп начался с обычного дождя, но прегрешения людей привели к тому, что это заурядное природное явление переросло в глобальную катастрофу. Иными словами, при условии верных пропорций и правильного контекста как средств связи с высшими мирами, воды материального представляют собой благодатный, дарующий жизнь дождь, но если границы пропорций и контекст нарушены, такие воды становятся разрушительным потопом.
Еще более глубокое значение имеет тот факт, что Всемирный потоп начался и закончился во втором месяце еврейского календаря — месяце хешван.
Первый месяц еврейского года, праздничный тишрей, полностью посвящен духовному: в Рош а-Шана мы вновь заявляем о своей преданности Б-жественному полновластию, в Йом Кипур — раскаиваемся в совершенных прегрешениях, в Суккот — воспеваем единство еврейского народа и участие Творца во всем, что происходит в нашей жизни, в Симхат Тора — радуемся тому, что у нас есть Тора. Следующий месяц, хешван, знаменует наше возвращение к «повседневной рутине» материальной жизни. На Святой Земле дожди начинаются с наступлением хешвана, сразу после шести месяцев лета, и они символизируют возвращение к тому образу жизни, основу которого составляют материальные достижения. Неслучайно именно хешван, который мы называем также «мар-хешван» («мар» означает и «горький», и «воды»), — самый непримечательный из всех месяцев еврейского календаря, он не содержит ни праздников, ни других особых событий.
Еврейский календарь
Всемирный потоп начался 17 хешвана 1656 года от Сотворения мира и закончился 27 хешвана следующего года.
Согласно комментариям к Торе, Потоп продолжался ровно один год, а несоответствие в 11 дней является результатом 11-дневного расхождения между солнечным и лунным годами. Эта версия отражает тот факт, что различные элементы календаря основаны на разнообразии природных циклов, которые непросто синхронизировать между собой. Месяц составляет 29 с половиной дней лунного цикла; а год включает в себя 365 дней солнечного цикла. Проблема заключается в том, что 12 лунных месяцев составляют 354 дня, то есть лунный год короче солнечного ровно на 11 дней.
Большинство календарей решают этот вопрос просто: игнорируют один из небесных хронометров. Например, григорианский календарь (который сегодня применяется практически во всем мире) ориентируется исключительно на солнечный цикл. 365 дней года разделены на 12 месяцев, продолжающихся 28, 29, 30 или 31 день, но эти «месяцы» не имеют никакой связи с лунным циклом, хотя само слово «месяц» — это то же что луна. В других календарях (например, в мусульманском) за основу взят только лунный цикл, к которому привязаны все месяцы года. Двенадцать месяцев лунного календаря составляют год, но такие «годы» никак не связаны с солнечным циклом. Таким образом, если, например, какая-либо дата в мусульманском календаре изначально приходится на середину лета, с течением времени она постепенно сдвигается к зиме.
Еврейский календарь уникален тем, что составлен с учетом как лунного, так и солнечного циклов. Используя сложный 19-летний цикл, в котором число дней в месяце колеблется между 29-ю и 30-ю, а год состоит из 12 или 13 месяцев, еврейский календарь определяет месяцы года по луне, а годы — по солнцу. Он совмещает лунный и солнечный циклы в единую целостную систему.
А все потому, что солнце и луна представляют собой две части системы, разделяющей практически все аспекты нашего существования — и мы должны уважать и сохранять это различие даже тогда, когда стремимся в своей повседневной жизни к их гармоничному балансу.
Свет и Тьма
Выше мы исследовали различные аспекты противоположности солнца и луны: контраст надежности и постоянства традиций, стремление к движению, новшествам и творчеству; мужскую и женскую динамику, наполняющую нас жаждой давать и получать. Теперь мы переходим к другому аспекту этой космической двойственности: единению духа и материи.
Духовное и материальное зачастую сравнивают со светом и тьмой. Многие религии и моральные системы рассматривают духовность как источник просвещения, праведности и целесообразности, а материальному приписывают поддержку «сил тьмы». Тора же раскрывает иную концепцию соотношения духовного и материального, воплощенную в модели солнечно-лунного цикла.
Солнце излучает свет, а луна представляет собой темный кусок материи. Тем не менее и солнце, и луну мы называем светилами. Оба служат для нас источниками света — различие заключается в том, что солнце является самостоятельным источником, а луна светится, отражая солнечный свет.
Духовность — это прямое излияние Б-жественного света. Посредством изучения Торы, чтения молитвы или исполнения заповеди мы напрямую контактируем с Б-гом, то есть открыто способствуем раскрытию Его истины в этом мире. Но не каждая мысль человека имеет прямое отношение к Б-жественной Мудрости, не каждое произнесенное им слово — часть молитвы и не каждый его поступок исполняет ту или иную заповедь. Мы — материальные творения Всевышнего, вынужденные большую часть времени и сил посвящать удовлетворению многочисленных материальных потребностей. Наша жизнь устроена таким образом, что большая ее часть протекает «под светом Луны», в заботах о «темной материи» и наполнена не самыми возвышенными устремлениями.
Тем не менее темная материя не всегда подразумевает отсутствие света. Она может быть и темной луной, служащей проводником света. Все зависит от ее положения в пространстве. Луна — это темная материя, расположенная таким образом, что она отражает свет солнца там, где солнечные лучи не могут святить напрямую. При условии верно расставленных приоритетов, там, где нет «прямой связи» с духовностью и святостью, материальная сторона нашей жизни может становиться источником Б-жественной истины. Необходимость остаться на работе подольше можно рассматривать как дополнительную возможность для исполнения заповеди о благотворительности, а незапланированная встреча с автомехаником может стать началом большой дружбы и положительного влияния на ближнее окружение.
Полный год
В нашей жизни есть и лунный, и солнечный маршруты. Один полон духовных достижений, а второй — материальных. Эти орбиты не работают в лад — иногда они сталкиваются, и в эти моменты происходят конфликт и разлад. Самое простое решение в этой ситуации — выбрать лишь один маршрут, идя лишь за солнцем или только за луной. Но еврейский календарь не предлагает простых решений.
Согласно нашему календарю, мы должны совмещать обе системы, поддерживая и солнечную часть жизни, полную возвышенной духовности, и лунную, состоящую из материальных достижений, отражающих нашу духовную сущность.
Этот урок мы извлекаем и из истории о Всемирном потопе, продолжавшемся 365 дней. Поток материальных забот, угрожающий заполнить нашу жизнь без остатка, можно одолеть и возвысить. Потоп можно подстроить под солнечный календарь и сделать частью «полного года», в котором солнечное и лунное время сольются воедино, и луна будет принимать и отражать свет солнца.