Top.Mail.Ru

Мать еврейского народа

04.11.2014

11 Хешвана — дата кончины нашей праматери Рахели.


Только что маленькая девочка беззаботно играла — и вот по ее щекам уже льются слезы. Она упала, расцарапала коленку и теперь удивленно смотрит на кровоточащую рану. Ее рыдания усиливаются, но, скорее, от неожиданности и обиды, чем от боли.

Эту картину наблюдало несколько прохожих, и реакция на произошедшее у всех была разной.

— Почему ребенок играл в таких небезопасных условиях?! — возмущался первый прохожий.

— Кто за ней присматривал? — вопрошал второй.

— Какое чудесное у нее платье! Жаль, что все помялось и испачкалось! — причитала третья.

Взрослые принялись обсуждать все подряд: возраст девочки, цвет ее волос и глаз, ее школу, друзей, форменное платье, неподходящее место для игр. А ребенок все плакал.

И лишь одна женщина поступила иначе. Она взяла девочку на руки, утешила ее и обняла покрепче. Эта женщина не обращала внимания ни на окруживших ее сплетников, ни на свою одежду, испачканную кровью ребенка. Ее не заботил ни один из тех вопросов, которые так волновали всех остальных: их можно было решить и в другое, более подходящее время, но не в тот момент, когда страдает ребенок. Она думала лишь о том, как утешить плачущую девочку. В конце концов, это была ее дочь. Да, она обнимала своего ребенка.

***

На смертном одре Яаков обратился к своему любимому сыну Йосефу с просьбой перенести его останки в Святую землю и захоронить их в Пещере праотцов в Хевроне, рядом с могилами предков. «Поступи со мной по милости и по правде, — сказал Яаков сыну, — не хорони меня в Египте! Когда я упокоюсь с праотцами, вынеси меня из Египта и похорони в их гробнице». Более того, Яаков заставил сына поклясться в том, что тот выполнит его просьбу, когда придет время (
Берешит 47:29-31).

В следующей главе Яаков рассказывает Йосефу о том, что случилось с ним много лет назад: о похоронах Рахели, которая умерла, рожая второго сына, Биньямина.

Яаков вспоминает тот страшный момент: «Что до меня, то когда я шел из Падана, умерла моя Рахель — в земле ханаанской, в пути, немного не доходя до Эфрата. Я похоронил ее там — у дороги в Эфрат, он же Бейт-Лехем»
(Берешит 48:7).

Яаков находился на расстоянии около километра от Эфрата. Тем не менее он не перенес останки Рахели ни в Эфрат, ни в Хеврон, расположенный дальше, а похоронил у дороги. И теперь, перед тем как покинуть этот мир, Яаков в разговоре с Йосефом объяснил свой поступок:

Когда это произошло, дождя не было, и я не мог сказать, что дороги размыло и потому я не смог перенести останки Рахели в Хеврон. Дороги были сухие, но я похоронил жену по дороге в Эфрат. Я не просто не похоронил Рахель в нашем семейном месте в пещере Махпела в Хевроне, но даже не принес ее останки в Бейт-Лехем, расположенную неподалеку деревню. И я расскажу, почему так поступил. Знай, что я похоронил ее там по слову Превечного. Я открою тебе тайну будущего. Наступит день, когда Невузарадан подвергнет твоих потомков изгнанию и они отправятся в далекую Вавилонию закованными в цепи. Когда будут проходить там, Рахель выйдет и станет у своей могилы и будет плакать и просить Творца о милосердии. А Святой, благословен Он, ответит ей: «Есть воздаяние за твой труд… и возвратятся сыны к пределам своим» (Комментарий Раши на Берейшит 48:8).

А пророк Ирмиягу сказал: «Вот, голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание — Рахель плачет о своих детях…» (Эйха 31:15).

***

Из всех великих предводителей народа Израиля именно Рахель так противилась обвинениям, предъявляемым еврейскому народу Небесами; она требовала от Б-га, чтобы Он сжалился над ее детьми. И только она была способна вызвать в Творце чувство сострадания.


В Мидраше сказано: «Когда Храм лежал
в руинах, а евреи стали рабами в изгнании, Авраам предстал перед Б-гом и сказал: “Владыка Вселенной! Когда мне было сто лет, Ты даровал мне сына. Когда ему исполнилось 37 лет, Ты повелел мне: “Возьми его и принеси в жертву ради Меня”. Несмотря на свой кроткий нрав, я, поборов себя, связал сына и был готов исполнить Твою волю. Неужели Ты не вспомнишь о моей преданности Тебе и не сжалишься над моими потомками?” Затем перед Всесильным предстал Ицхак, говоря: “Когда мой отец сказал: “Б-г усмотрит себе ягненка для всесожжения, сын мой”, — я без раздумий принял свою судьбу и уже вытянул шею, чтобы мне перерезали горло. Вспомнишь ли Ты о моей силе и сжалишься ли над моими детьми?” Затем взмолился Яаков: “Двадцать лет я работал в доме Лавана, а когда ушел, вышел ко мне Эйсав, с тем чтобы нанести мне удар. Всю жизнь я страдал и воспитывал детей, а теперь они, подобно овцам на заклании, страдают под гнетом врагов. Вспомнишь ли Ты мою боль? Освободишь ли моих детей?” Поднялся и Моше Рабейну: “Не был ли я кротким пастырем народа Израиля на протяжении сорока лет? Я бежал по пустыне перед ними, как конь. А когда настало время войти в Землю Израиля, Ты решил, что мне суждено умереть в пустыне. Теперь же евреи в изгнании. Услышишь ли Ты мой плач о них?” Но Всевышний хранил молчание.

Настал черед Рахели. “Владыка Вселенной, Ты знаешь, что Яаков очень любил меня и проработал семь лет в доме моего отца, чтобы жениться на мне. В день свадьбы отец выдал за него мою сестру. Я не разозлилась на сестру и не позволила опозорить ее; более того, я показала ей тайные знаки, о которых знали только Яаков и я. Если я, простая смертная, не была готова унизить сестру и сама привела в свой дом соперницу, как Ты, превечный и милосердный Б-г, можешь завидовать несуществующим в действительности идолам, которые появились в Твоем доме? Неужели Ты подвергнешь моих детей такому наказанию за случившееся?”

В этот миг Всевышний сжалился над евреями и ответил: “Для тебя, Рахель, Я верну Израиль в его дом”» (
Введение в Мидраш к книге Эйха).

***

Яаков раскрыл суть характера Рахели и ее способность к самопожертвованию. Рахель как никто понимала значимость духовных заслуг и радости быть погребенной в таком благословенном месте, как пещера Махпела, которая была настолько священна, что на смертном одре Яаков попросил Йосефа перенести туда из Египта его останки. Тем не менее Рахель была готова отказаться от счастья обрести там покой вместе с Яаковом. Она с готовностью приняла весть о том, что будет похоронена в одиночестве, в пустыне у дороги.

Рахель отказалась от собственного счастья ради чести своей сестры Леи. Она не сомневалась в своем решении, несмотря на то что женитьба Яакова на Лее могла навсегда перечеркнуть ее надежды воссоединиться с возлюбленным. Ни на мгновение Рахель не остановилась и не задумалась о том, чтобы поступить иначе.

После такой
колоссальной жертвы Рахель, как любимую и главную жену Яакова, его первую любовь, должны были похоронить рядом с мужем. Но Рахель отказалась и от этой привилегии, согласившись быть похороненной у заброшенной дороги в пустыне. Она сделала это ради своих детей — потомков Яакова, которые родились и жили спустя несколько веков после ее кончины.

***

Было ли это поколение особенным? Обладали ли эти евреи особыми качествами, были ли у них исключительные заслуги?

Это было поколение грешников, изгнанных из Святой земли за аморальное поведение. Именно по их вине был осквернен Святой Храм, дом Творца, и источник сияющего Б-жественного света, льющегося на весь мир, был уничтожен. Первый Храм был разрушен из-за блуда и идолопоклонства, Второй — из-за бессмысленной ненависти. Евреи совершали самые тяжкие из грехов, поклоняясь идолам, предаваясь блуду и убивая других. Неужели Рахель не знала о том, как будут грешить ее потомки, как бездуховны будут их поступки?

Нет, Рахель прекрасно понимала, как низко они могут пасть. Но, заглянув в будущее, она решила пожертвовать вечным счастьем ради того, чтобы последующие поколения евреев могли пройти у ее могилы, а она могла бы молиться о них.

Ни при каких других обстоятельствах Рахель не стала бы упоминать о своей заслуге перед Творцом — о решимости помочь сестре Лее выйти замуж за Яакова, женой которого она сама так хотела стать. Даже в самый тяжелый период, долгие годы живя под гнетом отчаяния и ощущения того, что жизнь ее пуста без потомства (
Берещит 30), Рахель не вспоминала об этом.

Но теперь она просит Всевышнего вспомнить о ее заслуге, умоляет Его сжалиться над евреями, изгнанными из Святой земли за их грехи. На протяжении нескольких веков Рахель в полном одиночестве оставалась у заброшенной дороги в пустыне, терпеливо ожидая того дня, когда эти жалкие грешники пройдут мимо ее могилы, чтобы она могла молиться о них Творцу.

***

Что толкнуло Рахель на эту жертву?

Для Рахели эти евреи не были просто грешниками. Они были ее детьми. Детьми, которые могли сбиться с пути, даже упасть. И как бы то ни было, они были достойны любви и сострадания.

Рахель — главный образ еврейской матери, жертвующей всем ради своих детей. Оставаясь к ним милосердной, за их грехами она угадывает невинные, красивые и праведные души. И неважно, как низко они пали, ведь эти евреи — ее дети и дети Творца.

Могут ли еврейские матери, духовные наследницы праматери Рахели, понять ее жертву? Можем ли мы за грехами, ошибками и недостатками нашего народа разглядеть то, что разглядела она, — детей Б-га, заслуживающих Его
милосердия и сострадания? Ища в себе чувства, воплощенные в образе Рахели, помните слова Всевышнего: «…и возвратятся сыны к пределам своим».

Хана Вайсберг


Tэги: РАХЕЛЬ
{* *}