Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.12.2014
Благодаря Баал Шем Тову евреев Европы охватили революционные идеи хасидизма. Ядром хасидской философии стал принцип хашгаха пратит (Б-жественного провидения), то есть веры в то, что Всевышний целиком управляет ходом жизни каждого из нас. У Баал Шем Това было множество оппонентов. Возможно, они опасались, что, веря в Б-жественное провидение, евреи перестанут осознавать свою ответственность за собственную судьбу и будут лишь пассивно следовать обстоятельствам. Однако Баал Шем Тов учил тому, что истинное понимание хашгаха пратит порождает пассионарность, а не бездействие.
Как это возможно? Ответ на этот вопрос мы находим в рассказе о жизни Йосефа.
Приведенное в Торе описание Йосефа не оставляет никаких сомнений в том, что он был человеком, безоговорочно верившим в Б-жественное провидение. Открывшись братьям, он помогает им избавиться от душащего их чувства вины. Йосеф излагает свой взгляд на историю с его продажей ишмаэлитам:
«Но не печальтесь и не досадуйте, что продали меня сюда, ибо ради [вашего же] выживания Бог послал меня [сюда] прежде вас. Вот уже два года [длится] голод в стране, и еще пять лет не будет ни пахоты, ни жатвы. Бог послал меня перед вами, чтобы вы уцелели на земле, чтобы вы выжили и стали многочисленны» (Берешит 45:5-7).
Да, когда-то братья Йосефа схватили его, самого одаренного члена именитой семьи Яакова, и продали торговому каравану, словно кусок мяса. Но он не был зол на них, потому что не считал их ответственными за унижение, через которое ему пришлось пройти. Йосеф твердо верил в то, что его судьбой правит Всевышний, и только Он один.
Положение Йосефа в Египте со временем становилось лишь хуже. Сначала он был продан Потифару, царедворцу фараона. Йосефу удалось снискать его расположение, но вскоре он был арестован по ложному доносу жены Потифара: оскорбленная женщина мстила за то, что Йосеф ее отверг. Несколько лет он провел в заключении и все это время не терял веры в то, что жизнью его управляет Творец и что у всех испытаний, выпавших на его долю, есть особый смысл.
Однажды Йосеф заметил, что двое его сокамерников опечалены. Главный виночерпий и главный пекарь фараона оказались в тюрьме за свои кулинарные оплошности. «Почему вы сегодня такие мрачные?» — участливо спросил Йосеф. «Нам приснились сны, — ответили они ему, — но нет для них толкователя» (Берешит 40:7-8).
Йосеф истолковал сны пекаря и виночерпия. А спустя два года сам фараон увидел странные сны, значение которых никто не мог объяснить, и тогда виночерпий рассказал ему о Йосефе. Представ перед фараоном, Йосеф объяснил смысл его сновидений. Что было дальше, хорошо известно: Йосеф стал наместником фараона и спас Египет от голодной смерти в годы неурожая.
Вернемся, однако, к вопросу, послужившему отправной точкой событий, произошедших впоследствии: «Почему вы сегодня такие мрачные?»
Если бы Йосеф ощущал безысходность и испытывал гнев — а именно это чувствовал бы любой, оказавшись в его положении, — он бы не смог откликаться ни на чью боль, кроме своей собственной. Озлобленный человек не замечает страданий других. Да и зачем Йосефу помогать придворным, прислуживавшим тем, кто обошелся с ним так несправедливо и лишил свободы?
Но Йосеф не был зол ни на египетских правителей, ни на жену Потифара, ни на своих братьев и поэтому смог сохранить душевное равновесие даже в тюрьме. Он не утратил способности сопереживать другим людям и творить добро. Тогда он и подумать не мог, что его деяния изменят мир.
Уверенность в том, что Всевышний целиком управляет ходом нашей жизни, меняет наше отношение к тяготам и невзгодам. Первой инстинктивной реакцией человека становится не разочарование: «Это неправильно, такое не должно было со мной случиться!», — а любопытство: «Это возможность чего-то нового. Иначе для чего это со мной произошло?»
Наша задача состоит в поиске возможностей, благодаря которым мы можем что-то изменить. Иногда небольшое «окно возможностей» открывает перед нами целый новый мир, полный свежего воздуха.
Это напоминает беседу Любавичским Ребе с журналистом канала CNN, стоявшим в знаменитой «очереди за долларом от Ребе» (такие очереди собирались каждое воскресенье у штаб-квартиры движения ХАБАД в Нью-Йорке). «Какую идею вы хотите передать миру?» — обратился к нему с вопросом журналист. На это Ребе ответил: «Мошиах готов прийти уже сейчас. Нам только нужно творить чуть больше добра и справедливости» (на основе беседы Любавичского Ребе, Паршат Микец 5734).
Рахель Хольцкеннер