Тевет — десятый из двенадцати месяцев еврейского календаря. С тевета начинается сезон (ткуфа) зимы (три месяца зимы — тевет, шват и адар соответствуют трем коленам Дан, Ашер и Нафтали, которые располагались единым лагерем на северной стороне во время движения евреев в пустыне). Тевет начинается в последние дни Хануки (апогеем праздника считается последний, восьмой, день — Зот Ханука). Десятый день этого месяца — день поста. В этот день был осажден Иерусалим, следствием чего стало разрушение Храма. Четыре дня поста, знаменующие разрушение Храма (по порядку года): 17 тамуза (4-й месяц), 9 ава (5-й месяц), 3 тишрея (7-й месяц) и 10 тевета (10-й месяц). Об этих четырех днях (в соответствующих месяцах) пророк сказал: «Пост четвертого [месяца], пост пятого и пост седьмого, и пост десятого [в будущем] будут для дома Иехуды днями радости и праздника».
Сумма четырех чисел — 4, 5, 7 и 10 равна 26, что совпадает по числовому значению (гематрии) с именем Всевышнего hавая — символа милосердия. К тому же четыре дня этих четырех месяцев — 17 [тамуза], 9 [ава], 3 [тишрея] и 10 [тевета] — составляют между собой гематрию выражения hавайа эхад — Б-г один (17 и 9 = 26 — гематрия имени hавайа; 3 и 10 = 13 — гематрия слова эхад). Все дни поста, если их правильно соблюдать, приближают милость Всевышнего, исходящую из вечного источника милосердия, имени Всевышнего hавая. Суть этого процесса (по отношению к году, как изложено в словах пророка, которые мы приводили выше) заключена в том, что последний пост года — пост десятого тевета отражает начало события, следствием которого стало разрушение Храма. Точно так же благодаря Б-жественной милости сначала был построен третий вечный Храм в сердцах народа Израиля, чтобы потом он мог воплотиться на земле.
В книге «Сефер Йецира» говорится, что каждому месяцу соответствует отдельная буква ивритского алфавита, одно из колен израилевых, собственный знак Зодиака, а также связанные с ним человеческое чувство и часть тела.
Символами месяца тевет принято считать: Букву — айн; Знак зодиака — Козерог; Колено Израиля — Дан; Чувство — гнев; Человеческий орган — печень.
Буква — айн. Айн означает «глаз». Тевет — месяц исправления и искоренения «дурного глаза» (источник силы благословения, как сказано: «Добрый глаз благословит»). Это исправление начинается с созерцания ханукальных свечей (особенно на восьмой день, когда они горят все). С «дурного глаза» и ненависти невежи к святому начинается все разрушительное. Из ненависти происходит гнев, огонь уничтожения. Средняя буква слова каас — гнев на иврите — буква айн. Отрицательные свойства гнева должны быть исправлены, как будет показано далее.
Мазаль (знак Зодиака) — Геди (Козерог). Наши мудрецы учат, что в возрасте десяти лет (намек на десятый месяц, десятый уровень в общем и целом) ребенок «скачет козлом» (Мидраш Коэлет). Желание прыгать «как козел» отражает важную стадию в процессе роста. Тевет, месяц колена Дана, связывает процесс роста от состояния незрелости к состоянию зрелости. Незрелость определяется как «злой глаз», а зрелость — как «добрый глаз». Геди = 17 = тов, «хороший» («хороший глаз»). Человек должен сделать рывок (прыгать, как козел), чтобы исправить и ослабить гнев, скрытый в животной душе.
Колено — Дан. Колено Дана представляет начальную стадию незрелости души, которая растет в течение месяца тевет. Дан означает «судить». Изначально он судит мир и других критично, сурово («злым глазом»). Такова природа того, кто духовно незрел. Дана сравнивают со змеей, жалящей ядом гнева. «Злой глаз» — глаз змеи. Исправление Дана в том, что он ведет битву «гнева святости» против «гнева зла». Наши мудрецы учат, что только тот, кто происходит из колена Дана, может внезапно подпрыгнуть и убить злую змею — «подобный ему убил его».
Нахаш (змея) = 358 = Мошиах. Священная сила Дана отражает свет Мошиаха. В книге Зоар сказано, что главнокомандующий армией Мошиаха будет происходить из колена Дана.
Чувство — гнев (каас или рогез). Чувство «гнева святости» (исправление месяца тевет) — способность души обращаться к добрым качествам и, как следствие, воспылать гневом против дурных наклонностей. Так учат нас наши мудрецы в комментариях к: «Будь зол и не греши».
Положительный гнев выражает глубочайшую заботу души о том, чтобы мир стал лучше. Хотя даже в этом гневе присутствует некоторый элемент незрелости (ибо абсолютная зрелость, которой обладает Создатель мира, видит [с айн тевет] все хорошее), тем не менее сказано: «Ибо Израиль [ведет себя] как мальчик, и [поэтому] Я [Всевышний] люблю его».
В учении хасидизма говорится, что человек должен направлять левый (злой) глаз на себя (с «гневом святости» искоренять врожденные склонности к плохому), чтобы понизить и подчинить свой эгоизм, при этом направлять правый (хороший) глаз на внешнюю реальность, чтобы помочь миру стать лучше.
Часть тела — печень (кавед). Наши мудрецы учат, что «печень — есть гнев». Печень очищает кровь, которой она наполняется. В Каббале печень соответствует первородной змее, исправление которой выражено в колене Дана. (три центра души и тела — мозг, сердце и печень, которые соответствуют Адаму, Хаве и змее соответственно). В Каббале змея представляет начальный уровень незрелости души, характеризующейся неисправленным гневом. Яд змеи горяч как огонь гнева. Когда огонь (и кровь печени) исправлен, он приносит тепло в холодный месяц тевет. Кавед = 26 = hавая (Имя Всевышнего). Это отражает упомянутую выше истину, что сумма порядковых чисел месяцев, в которые мы постимся в ознаменование разрушение Храма, равняется 26. Когда человек постится в ознаменование разрушения Храма, он исправляет печень и качество гнева и тем самым смягчает гнев Всевышнего (на Израиль, который был причиной разрушения) и вызывает милосердие имени hавая, чтобы восстановить Храм заново.