Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
14.01.2015
Но Я заставлю фараона упорствовать,
дабы умножились Мои знамения и чудеса
в земле египетской (Шмот 7:3)
Свобода выбора — непременный элемент концепции вознаграждения и наказания за поступки. Нелогично наказывать робота за совершение аморального действия, которое было в нем изначально запрограммировано. С другой стороны, никто не станет хвалить кухонную плиту за вкусно приготовленный обед, а пчелу — за то, что она делает душистый мед. Люди же бывают вознаграждены или наказаны за свои поступки потому, что делают выбор в пользу добра или зла.
Вот почему содержание главы Торы, которую мы читаем на этой неделе, на протяжении веков заставляло еврейских философов задаваться вопросом: почему фараон был наказан за неповиновение Творцу и отказ освободить евреев, если Всевышний Сам «ожесточил его сердце»? Говоря словами праотца Авраама, «разве Судья всей земли не поступит по справедливости?» (Берешит 18:25).
Существует немало комментариев, объясняющих эту кажущуюся несправедливость. Рамбан предлагает глубокое и вместе с тем удивительно простое толкование. Он утверждает, что, не ожесточи Создатель сердце фараона, тот лишился бы возможности сознательного, свободного выбора. И действительно, обрушившиеся на Египет казни наверняка заставили бы фараона отпустить евреев, тогда как без давления «сильной руки Господа» он, скорее всего, не пошел бы на это. Освобождение евреев из египетского рабства после того, как Всевышний наслал на его страну жаб, саранчу, язвы и прочие напасти, было бы подобно ситуации, когда жертва ограбления послушно отдает свой бумажник вооруженному преступнику. Ни в том, ни в другом случае не может быть и речи об акте свободной воли.
Обстоятельства подталкивали фараона к тому, чтобы отпустить еврейский народ из Египта — а что еще оставалось делать монарху, чьи страна и народ последовательно уничтожались? Всевышний же «ожесточил его сердце» для того, чтобы даже обрушившиеся на Египет казни не могли повлиять на его решение, чтобы позволить фараону действовать свободно, в соответствии со своими истинными желаниями. Б-г дал ему силы и возможность проявить свою волю — и фараон сделал выбор, оставил евреев в рабстве. За что и поплатился. Б-жественное наказание, последовавшее за отказом фараона отпустить евреев из Египта, было абсолютно заслуженным.
Удивительно, но Всевышний сделал все возможное для того, чтобы в полной мере обеспечить фараону свободу выбора. Мораль этой истории воодушевляет. Если милосердный и всепрощающий Творец повлиял на сознание египетского фараона, тем самым гарантировав ему возможность сделать выбор в пользу зла, то Он непременно обеспечит все необходимое для того, чтобы мы выбрали добро!
Люди склонны винить в своих проступках внешние обстоятельства. Тора учит нас тому, что даже самые благоприятные или, наоборот, невыносимые обстоятельства не могут ограничить свободу выбора, дарованную нам Всевышним.
Мы никогда не должны отчаиваться. Что бы ни было у нас за плечами, каким бы сложным ни было положение, в котором мы оказались, нам всегда хватит моральных сил выбрать правильный путь.
Нафтали Зильберберг