Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.02.2015
Не вари детеныша скота в молоке его матери
(Шмот 23:19)
Мясо соответствует Б-жественному качеству
справедливости, а молоко – качеству милосердия
(Шало)
В грядущем мире Мошиах запрет на смешение
молока и мяса будет отменен
(Рабейну Бехаей)
Мир, который мы воспринимаем с помощью пяти органов чувств, сложен и многообразен. Мы различаем материальное и духовное, свет и тьму, одушевленное и неодушевленное, мужское и женское; мы классифицируем множество видов растений и животных и видим, что выделяет драгоценный камень среди других минералов. Но чем обоснованы подобные разграничения? Насколько глубоки различия между золотом и медью, яблоком и апельсином, быком и ослом?
Ведь нам доступно и ощущение единства со Вселенной. Чем глубже мы познаем тайны творения, тем яснее понимаем, что единство — в многообразии. Бесчисленные создания, населяющие наш мир, при ближайшем рассмотрении оказываются сложными системами, состоящими из нескольких блоков строительной материи; разнообразные силы, связывающие и разделяющие эти элементы, — это вариации нескольких фундаментальных законов. Не исключено, что в конце концов ученые выведут единую формулу, описывающую все сущее. Это глубинное единство со Вселенной дополняет наше духовное восприятие реальности: любая сущность или сила есть не более чем выражение единой истины Б-га, сотворившего все ради одной общей цели.
С другой стороны, мы осознаем необходимость классификации явлений, из которых состоит наш мир. Из всех творений Всевышнего только человек может считаться существом моральным — благодаря дарованной ему способности видеть неприкосновенные границы, отделяющие его от ему подобных, отличать священное от нечестивого, допустимое от непозволительного. Мы осознаем, что эти ограничения — неотъемлемая часть Творения, без которой наша жизнь лишилась бы порядка, достоинства, смысла и практической ценности.
Многообразие нашего мира в действительности является неотъемлемой частью замысла Всевышнего. Тора рассказывает о том, как в течение шести дней Творения Б-г отделил свет от тьмы, материю от духа, сушу от воды. Да и само Б-жественное имя Элоким, упоминаемое в контексте сотворения мира, неслучайно имеет форму множественного числа: оно подчеркивает, с каким вниманием Творец отнесся к каждой детали и особенностям Своих творений.
Следовательно, Тора — переданное нам Б-гом руководство к жизни — не просто «отделяет чистое от нечистого», определяя границы разрешенного и запрещенного, но и накладывает запрет на смешение различных видов в рамках дозволенного. Тора перечисляет виды животных, чье мясо и молоко можно употреблять в пищу, а также те виды, чье мясо и молоко находятся под запретом. В дополнение к этому Тора содержит запрет на смешение мясного и молочного, даже если по отдельности мы можем употреблять эти продукты в пищу. Согласно закону килаим (запрету смешивания), возбраняется ношение одежды, в состав которой входит шерсть и хлопок (шаатнез), а также скрещивание животных разных видов, прививка и смешанная посадка разных растений. Как говорил Нахманид, «Господь создал различные виды растений и животных в Его мире, определив для каждого из них его закон размножения… Тот, кто сочетает вместе растения или животных разных видов, отрицает совершенство мироздания».
Три вида
Однако из этого правила есть исключения. Несмотря на запрет смешивать шерсть и лен в одежде, Тора отдельно допускает сочетание этих материалов при изготовлении одеяний коэнов для службы в Бейт а-Микдаш (Святом Храме). Более того, сразу после запрета «не носи шаатнез, одежду, сотканную из шерсти и льна», Тора повелевает нам «сделать кисти на четырех углах одежды»; в Талмуде сказано, что Тора указывает на то, что смешение шерсти и льна допустимо для соблюдения заповеди цицит.
Как бы то ни было, нам разрешено смешивать два вида материи для исполнения заповеди только лишь в случае с шаатнез, то есть шерсти и льна. Во всем, что касается остальных запретов килаим, исключений не предусмотрено. В Торе особо подчеркивается невозможность соединения молока и мяса даже в целях служения Б-гу. Ибо сказано: «Первые плоды урожая твоей земли приноси в храм Господа, твоего Б-га. Не вари детеныша скота в молоке его матери» (Шмот 23:19). Почему два этих, казалось бы, не связанных между собой закона, приведены в одном стихе? Как объясняет Мидраш, Тора таким образом разъясняет, что смешивать молоко и мясо также запрещено и в приготовлении кодашим — мяса, используемого для приношений Творцу в Святом Храме.
При детальном изучении текста становится ясно, что речь идет о трех видах «смешений», подпадающих под запрет:
1. смешение шерсти и льна, запрещенное в производстве повседневной одежды. При этом для исполнения заповеди цицит или изготовления одеяний коэнов для службы Творцу такое сочетание допустимо;
2. приготовление мяса вместе с молоком, запрещенное Торой даже с целью священного служения;
3. скрещивание растений или животных разных видов; в данном случае Тора подразумевает, что этот запрет касается как повседневного, так и священного, поэтому не приводит дополнительных разъяснений, что смешения такого вида запрещены даже во имя исполнения заповеди.
Фрагментарный мир
Сказано, что Тора была дана «ради мира на земле». Под миром подразумевается единение и слияние разнородных элементов, отдельных людей и народов в гармоничное целое. Вот почему пророк Цфания описывает грядущие времена Мошиаха как воплощение Б-жественного замысла в нашем мире: «Ибо тогда я превращу речь всех народов в ясный язык, чтобы взывать им всем во имя Господа, служить Ему сообща». В наши дни человек и природа разобщены и пребывают в состоянии конфликта, поскольку каждый из составляющих их элементов стремится к самореализации посредством различных, нередко противоречащих друг другу способов. Задача Торы — наполнить их существование единым смыслом и целью, объединить их в совместном служении Творцу.
Как мы можем совместить эту идею с упомянутой ранее ограничительной ролью Торы? Разве мы не пришли к выводу о том, что Тора закрепляет границы между творениями, не допуская их смешивания?
На самом деле противоречия здесь нет. Суть мира состоит не в размывании границ и нивелировании индивидуальности. Стремление к миру не означает, что народы и отдельные их представители должны отказаться от своей самобытности в пользу однородности. Напротив, такой «мир» зыбок и неестественен, поскольку противоречит самой природной сущности живущих в нем, и в итоге непременно рушится, погружаясь в хаос и анархию. Истинный мир — это состояние, при котором разнородные элементы объединяют свои усилия для достижения общей цели и благодаря сочетанию индивидуальных особенностей каждого из них достигается гармония. В этой идее и заключается более глубокий смысл трех категорий «смешения», упомянутых в Торе.
Скрещивание растений и животных разных видов неприемлемо, даже если его конечная цель заключается в исполнении заповеди, которая является актом служения Творцу. В результате скрещивания возникает гибридное создание, не принадлежащее ни к одному из видов, представленных его прародителями, существо, в котором стираются их индивидуальные особенности и различия между видами. В этом случае размываются сами границы творения, в результате чего в универсальном механизме функционирования мира возникает сбой.
С другой стороны, соединение шерсти со льном в одежде не стирает видовых различий между этими материями: шерсть остается шерстью, а лен — льном. Мы всегда можем распустить основу ткани и разделить волокна, поскольку речь идет о двух творениях, каждое из которых сохраняет присущие ему качества и особенности.
Однако такое смешение недопустимо и разрушительно, когда оно делается ради приземленной, бытовой цели. Шерсть и лен олицетворяют разноплановые в духовном смысле силы, и их соединение вызывает скорее диссонанс, нежели гармоничное сочетание. В соответствии с Каббалой, шерсть символизирует хесед (доброту), а лен — гвуру (строгость, самоограничение). По этой причине Тора запрещает их объединять. Слияние этих сил гармонично, а не разрушительно лишь в том случае, если направлено на достижение высшей цели — служение Творцу.
Третья, промежуточная, категория касается употребления в пищу мясного и молочного. В данном случае искажение индивидуальности имеет не настолько серьезные последствия, как скрещивание растений или животных разных видов (там речь идет о репродуктивных способностях). При смешении мяса и молока происходит слияние только их физических качеств — вкуса, запаха, цвета и прочих, в то время как исходные вещества остаются неизменными. Кто-то может решить, что такое смешение сравнимо с соединением в основе материи шерсти и льна. Поэтому Тора приводит дополнительное разъяснение того, что одновременное употребление в пищу мяса и молока является гораздо более серьезным нарушением границ творения, чем шаатнез. В процессе приготовления блюд мясо и молоко пропитывают друг друга до такой степени, что разделению уже не подлежат. Поскольку в готовом виде они представляют собой единую субстанцию, такой «гибрид» не может считаться реализацией истинных законов мира, и, следовательно, даже в бесконечно гармоничной атмосфере «обители Творца» раскрыть изначальный потенциал его составных элементов будет невозможно.
Видение будущего
Цитируя труды каббалистов, Рабейну Бехаей (рабби Бехаей бен Ашер, 1265? — 1340?) пишет, что в грядущем идеальном мире Мошиаха запрет смешивать молочное с мясным будет снят.
Мир Мошиаха — это мир, в котором «Учитель твой уже не будет скрываться, и глаза твои будут видеть Учителя твоего», а материальность нашего существования перестанет быть завесой, скрывающей Б-жественную сущность бытия.
Смешивание молочного с мясным более не будет запретным, поскольку в мире произойдут две перемены. Во-первых, с наступлением эры Мошиаха жизнь перестанет делиться на «мирскую, повседневную» и «священную». Мир наполнится присутствием и осознанием Б-га, а каждый наш поступок и все наши свершения преисполнятся святости, будут гармонировать с сутью и смыслом всех творений. Во-вторых, углубится и обострится наше мировосприятие. В окружающей нас сегодня реальности приготовленные вместе мясо и молоко, в сущности, становятся единым объектом; объединенные в нем разнородные силы нам недоступны. Следовательно, их смешение нарушает запрет килаим, «растворяя» границы их сущности.
И все же мясо и молоко остаются разными элементами вне зависимости от того, насколько они пропитались друг другом. В целом продукт их соединения больше похож на смесь шерсти и льна (шаатнезу), чем на гибрид животных или растений, который рождается в результате нарушения запрета килаим. В грядущем мире Мошиаха такое слияние не умаляет уникальных качеств ни одного из его элементов. В реальности, где духовная сущность каждого творения видима и осязаема, мясо и молоко будут олицетворять одно из воплощений истинной гармонии, в которой различные созданные Творцом элементы сольются в едином служении Ему.
На основе учения Любавичского Ребе
MeaningfulLife.com