Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
18.02.2015
Слово Шхина является производным от шохен, что в переводе с иврита означает «пребывать в чем-либо». Шхина — это сам Всевышний, ведь Он пребывает во всем. Иногда мы переводим слово Шхина как «Б-жественное присутствие». «Шхина» — слово женского рода, поэтому, когда мы говорим о Б-ге как о Шхине, то используем местоимение «она».
Многие из нас задумывались о том, почему о Творце мы говорим «Он». Речь ведь не идет о сущности, ограниченной какой бы то ни было формой, во всяком случае, не ограниченной телом, обладающим признаками мужского или женского.
Судите сами: одним упоминанием Б-га мы уже ставим под сомнение его единство, порождаем двойственность. Говоря о Б-ге, мы отделяем себя от Него: есть мы и есть Он. И в этой двойственности мы являем собой женскую сущность, поэтому Всевышний называет нас «Она», а мы называем Его «Он». Затем мы делаем все возможное для того, чтобы преодолеть разрыв между нами и вновь образовать с Ним единое целое.
Как была изгнана Шхина
Возможно, вам знакомо учение рабби Ицхака Лурии (создатель школы лурианской каббалы) о том, что мир был сотворен в результате космической катастрофы. Его повествование наполнено удивительными и яркими метафорами, на его основе сегодня мог бы получиться настоящий научно-фантастический фильм с потрясающими спецэффектами. Но все это лишь метафоры, описывающие реальность, недоступную воображению человека.
Согласно учению Ицхака Лурии, еще до создания цепочки наших миров сначала была сотворена другая система, называемая Тоху. Мир Тоху стал первым творением, которое, в соответствии с замыслом, должно было исчезнуть: его разрушение было предрешено. Тоху — это источник любого рода страстей и желаний, обладающих потенциалом разрушения всего на своем пути, включая себя самих. Он изначально был наделен избыточной энергией, категорически не подходящей для сосудов, которые она наполняла. Таким образом, Тоху сам стал причиной собственного разрушения.
Однако у этого была благая цель. В результате этой первичной катастрофы искры из самых высоких источников попали на самые нижние уровни. Те частицы, к которым приложена самая мощная сила, будут отброшены на самое дальнее расстояние от эпицентра взрыва. То есть, чтобы найти самые яркие остатки потоков света Тоху, мы должны спуститься в низший из миров, образовавшихся в результате взрыва.
А где найти этот мир? Мы в нем живем. Это мир абсолютной инакости, в котором обитают создания, лишенные способности почувствовать что-либо, лежащее вне его плоскости. Некоторые из них даже воображают себя хозяевами этого мира или уверены, что в нем не существует никого, кроме них. Это мир материального: нет ничего более осязаемого и эгоцентричного, чем то, что его населяет.
Вот для чего в этот мир спускается Шхина: найти эти ценнейшие искры, извлечь их из оболочки тьмы и воссоединить их с первоисточником Свыше, чтобы они вновь смогли обрести свой смысл и Б-жественность. Все это достигается с помощью людей, Ее посредников. Таким образом, наша жизнь не пройдет впустую, а принесет свои бесценные плоды.
В процессе этого поиска судьба Шхины переплетается с нашими судьбами, с тьмой и неопределенностью — настолько, что Она уже неспособна высвободить эти искры, не освободив себя саму. И в этой борьбе, как мы увидим далее, она освобождает не только искры света, но и тьму.
Тайна Шхины
Эту историю о Шхине зачастую называют «тайной изгнания Шхины». В ней есть загадка-оксюморон, скрытый в самом названии, разрешить который в рамках нашего разума невозможно.
Как может Шхина, то есть сам Всевышний, пребывать в изгнании? Возможно ли, что пленника держат в заключении его собственные охранники в построенной им самим тюрьме? Может ли Творец всего сущего оказаться в неволе, будучи заключенным внутри Его/Ее собственных творений? Может ли сущность, включающая в себя все, оказаться в ловушке у самой себя?
Этот вопрос касается не некоего абстрактного, отвлеченного понятия. Данная нам Творцом душа есть частица Шхины, а путь этой души повторяет печальную историю Шхины подобно тому, как одна ячейка голограммы повторяет целое изображение. Понимание парадокса пути и изгнания нас самих поможет нам постичь глубину тайны Шхины и, вероятно, намекнет на возможные способы ее разгадки.
Как и Шхина, душа человека находится в этом мире не ради самой себя. Перед тем как спуститься в этот мир, она (душу мы также называем «она») уже совершенна. Как и Шхина, она приходит в этот мир для того, чтобы освободить искры света из тела, которое она занимает, из личности, которая ей дана, из части мира, к которому она принадлежит.
Этот процесс проходит в два этапа, который называются бирур и тикун. Бирур —отделение хорошего от плохого, нужного от бесполезного, как если бы золотоискатель просеивал песок в поисках крупинок золота. Так и мы боремся за то, чтобы избавиться от окружающих нас зла, мерзости и обмана, и ищем заключенные в них Б-жественные искры. То есть во всем, что нас окружает, мы ищем ценное.
Бирур возможен только там, где человек руководствуется мудростью, как сказано в книге Зоар: «они будут очищены мудростью» (Зоар III:254b). Мудрость, о которой здесь идет речь, — своего рода видение высшего порядка, которое дает нам возможность подняться над собственными желаниями и уступить высшей истине. Эта мудрость позволит нам увидеть сквозь наносное (которое создаем мы сами) те самые крупицы «золота», разглядеть их, освободить из сковывающей их темной скорлупы. И эта же мудрость служит нитью, связывающей нас с небесами, удерживающей от падения на самое дно этого мира.
Тикун представляет собой следующую ступень, на которой Б-жественные искры соединяются со своим источником, собираются в точке своего изначального пребывания. В этот момент они начинают светиться сквозь скрывающую их оболочку так, что и сама оболочка приобретает качества Б-жественного.
В этом и заключается благая цель катастрофического разрушения Тоху. Искры возвращаются на свое место, и творения, в которых они были заключены, тоже приобретают Б-жественные качества.
Куда бы ты ни держал свой путь, знай: твои шаги направляются высшими силами, чтобы ты приблизился к Б-жественным искрам, принадлежащим только твоей душе. Такой искрой может оказаться целебное растение, готовое отдать свои полезные свойства, мудрая мысль, ждущая того, кто сможет ее воспринять, великолепный вид, способный вдохновить восприимчивую натуру. Если ты научился произносить благословение на различные виды еды, значит, где-то в мире есть сочный плод, ждущий твоего благословения. Если ты изучаешь Тору, в мире наверняка есть место, наполненное Б-жественными искрами, с самого первого дня Творения ожидающее того момента, когда ты придешь туда и будешь вдохновенно учиться, а произносимые тобой слова Писания высвободят эти искры.
Каждый раз, когда в мире Б-га рождается новая гармония и ей даруется новый Б-жественный смысл, происходит очередное освобождение и конечная цель становится ближе на шаг.
Перерожденные души
Обретя в лице человека посредника, раскрывающего и освобождающего искры святости, Шхина продолжает спускаться все ниже, погружаясь еще глубже во тьму, чтобы отыскать еще не освобожденные частицы света. И не остается без награды: чем ниже опустится Шхина, тем выше поднимется в дальнейшем.
Так же происходит и с душой человека, которая многократно возвращается в этот мир, до тех пор пока не завершит свою работу. Исполняя свою миссию, душа практически неизбежно опускается на дно. Это происходит, когда тьма ослепляет и вводит ее в заблуждение своим обманом, животные страсти тела, в котором душа пребывает, сбивают с толку, эгоизм подчиняет себе все ее порывы. Теперь же она должна освободиться и сама, и, таким образом, даровать свободу не только глубоко сокрытым искрам святости, но и преобразовать непроницаемую тьму, в которую эти самые искры вдохнули жизнь.
Сама Шхина также оступается и попадает в трясину. Туда Шхину затягивают ее же дети — наши души. Поэтому, прежде чем даровать им свободу, Она должна освободить саму себя. Так Ее судьба переплетается с их судьбами.
Наши души уже пережили множество перерождений. От нас сокрыто главное — чего душа добилась в своих предыдущих нисхождениях в этот мир и что ей еще предстоит исполнить. Как писал рабби Моше Кордовер, «знающий не говорит, а говорящий не знает». Ведь если бы мы знали свою миссию наперед, то исполнили бы ее без борьбы, а ведь именно она пробуждает скрытые резервы, силы освобождения.
Как и в случае с искрами и с самой Шхиной, чем ниже опустится душа, тем выше она поднимется в дальнейшем. Это непрерывный подъем, ведь, оглядываясь назад, можно сказать, что сошествие души — это активная фаза, дающая ей силы подняться.
Пребывание внутри
Тайна изгнания Шхины касается и нашей души. Если она часть Б-жественного и сам Всевышний вдохнул ее в человека, как она может спуститься вниз? Более того, как она может быть заперта в границах физического тела?
Ответ заключается в самом описываемом нами процессе. Бикур и тикун не могут прийти извне. Этот мир могут исцелить и преобразовать только те, кто в нем пребывает. Позволь мы Бесконечному Свету пролиться на наш не подготовленный к этому мир, он исчезнет как тень. Тикун поддерживает существование мира, вместе с тем исправляя его изнутри, подобно тому, как мы можем провести в доме ремонт, не беспокоя его обитателей. Истинный тикун — это гармония в мире, который может вместить Бесконечный Свет, не потеряв себя.
Для того, чтобы это произошло, необходимо нечто, принадлежащее этому миру и в то же время лежащее за его пределами. В этом случае нужен заложник; поэтому Шхина, равно как и наши души, искры Шхины, становятся добровольными пленниками, чтобы иметь возможность провести необходимую работу изнутри.
Моник Стернин, международный общественный деятель, рассказывала однажды о том, как однажды приехала в Новую Зеландию с программой помощи аборигенам. Одна из местных жительниц сказала ей: «Если ты приехала для того, чтобы мне помочь, то мне твоя помощь не нужна, да и толку от нее не будет. Но если ты здесь потому, что твоя судьба связана с моей, тогда мы вместе можем все исправить». В этом и заключается тикун.
Каждый из нас в чем-то похож на Моник Стернин: и студент иешивы, скрупулезно разбирающий сложный отрывок из Талмуда, и владелец магазина, отказывающийся продавать бракованный товар, и девочка, с радостью зажигающая свечи в честь наступающего шаббата, и альпинист, забравшийся на вершину горы и беззвучно произносящий благословение Творцу за открывшийся перед ним потрясающий вид, и молодой отец, который лишь недавно начал накладывать по утрам тфилин, и пассажир метро, не мешающий соседу вздремнуть на своем плече, и простой еврей, проверяющий знак кошерности на продуктах, перед тем как их приобрести. Наша судьба тесно связана с судьбами этих книг, дня недели, горы, утренней спешки, соседа по вагону метро, кошерных продуктов. Мы не можем без них жить, да и их освобождение без нас не наступит. Все мы ведем внутреннюю работу.
Но один вопрос по-прежнему остается открытым: как Всевышний может находиться в плену?
В конце концов, истина не только в ответах. В не дающем покоя вопросе подчас больше истины, чем в устраивающем всех ответе. В этом случае, поняв и полностью приняв ответ, мы бы удовлетворились текущим положением дел и перестали бы быть заложниками. Но такое принятие ответа обесценило бы нашу миссию.
Глубинные искры
Если вам приходилось наводить порядок в комнате подростка, вы наверняка легко представите следующую картину. Испугавшись объема предстоящей работы, вы приступаете к уборке по принципу «от большого к малому». Только сдвинув мебель, выбросив несколько коробок с мусором и обнаружив, что в комнате все-таки имеется пол, вы можете приступить непосредственно к уборке. Но именно в этот момент к вам приходит осознание того, какой беспорядок царит в этой комнате. Пришло время мыть и оттирать пятна, вооружившись чистящими средствами. Самая тяжелая работа всегда остается напоследок.
Это верно и в отношении нашего безумного мира. Как только освобождаются первые искры света, перед нами встают еще более сложные задачи. С течением времени Б-жественные искры, запрятанные в самых темных мирах и не желающие быть найденными, обнаружить все труднее. Тьма яростно сопротивляется каждой душе, пришедшей с тем, чтобы освободить из нее заложников. Чем выше ценность такой искры, тем ожесточеннее бой.
В конце концов, когда вы достигаете самых глубин своей души и обнаруживаете скрытые в ней силы, тогда раскрываются и искры, таившиеся в этих глубинах. Выходит, что освобождение этих искр неразрывно связано с избавлением вашей настоящей души.
Но борьба разворачивается еще шире. Есть искры, которые невозможно освободить, идя напролом; в этом случае придется смириться с поражением, за которым последует новая попытка. Неудачу спланировать нельзя. Как бы то ни было, именно благодаря ей человек способен освободить не только самые яркие искры мира Тоху, но и саму тьму. Тьма становится причиной неудачи. И теперь, по возвращении, именно это испытание тьмой становится источником неиссякаемой движущей силы. Мы становимся теми, о ком в книге Зоар сказано: «совершивший покаяние связан с Б-гом сильнее, чем праведник, не знавший греха» (Зоар I:129b).
И сила эта несоизмеримо велика. Это сила тьмы.
раввин Цви Фриман