Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
27.02.2015
Моше истинен, и его Тора истинна
(Талмуд, Бава Батра 74a)
Учись у Аарона: цени мир и стремись к миру,
люби людей и приближай их к Торе
(Пиркей Авот 1:12)
В истории становления еврейского народа Моше представлен как достойный подражания вождь евреев. Именно он вывел народ Израиля из Египта, получил от Б-га Тору и передал ее евреям. Именно ему Всевышний дал указания относительно строительства Мишкана, ставшего домом для Б-жественного присутствия в стане народа Израиля; более того, он упомянут в качестве того, кто «сделал» Мишкан (хотя на самом деле его возводили другие люди). Моше дает энергию, питает и ведет евреев вперед, терпя их жалобы и бунтарство. Так было все сорок лет, что продолжались странствия евреев от горы Синай в Землю Обетованную. Однако при более внимательном чтении текста Торы становится ясно, что Моше не был единоличным лидером народа Израиля: рядом с ним всегда присутствовал старший брат Аарон. В одних случаях Аарон выступал на первый план, в других его роль была едва заметна, но так или иначе он всегда сопровождал Моше.
Когда Моше вступал в противостояние с фараоном, рядом с ним был и Аарон — он творил чудеса и обрушивал на Египет казни, которые и вынудили египетского правителя отпустить еврейский народ. Передавая евреям первую заповедь, Всевышний обращался к Моше и Аарону, и указание на это часто встречается в Торе среди многочисленных упоминаний о том, как «Б-г говорил с Моше», диктуя ему Свои законы. Когда сыны Израиля роптали, свое недовольство они выражали обоим, Моше и Аарону; когда Корах пытался оспорить лидерство Моше, он восстал в том числе (а по сути, прежде всего) против Аарона, занимавшего особое положение в тогдашней иерархии.
Более всего в тандеме двух братьев поражает тот факт, что Аарона нельзя было назвать ни «вторым человеком после Моше», ни его «правой рукой». Он не подходил ни под одно из традиционных определений ближайшего соратника. Между ними не было четкого разделения обязанностей. Моше, разумеется, является ключевой фигурой всего повествования, но Аарон был полноправным и обязательным партнером своего брата во всем, что касалось превращения освобожденных рабов в народ Б-га. Можно сказать, что Моше ничего не мог бы сделать без Аарона, так же как Аарон не мог бы исполнить свою роль без Моше.
Существует мидраш, рассказывающий о том, что изначально Моше было уготовано стать коэном, а Аарону — левитом, но Всевышний поменял их роли после того, как Моше у горящего кустарника отказался от возложенной на него миссии. Получается, что функции братьев были не только взаимосвязаны, но и взаимозаменяемы!
Наглядным примером этого служат строительство Мишкана и организация службы в нем. В недельной главе Тецаве мы читаем о том, как Всевышний делает Аарона и его сыновей ответственными за проведение службы в Святилище: они должны были представлять народ в его стремлении приблизиться к Творцу и взаимодействовать с Ним посредством жертвоприношений и других ритуалов. Казалось бы, это повеление сделало Мишкан вотчиной Аарона. Тем не менее, как сказано выше, построить переносной храм должен был именно Моше. И он же должен был назначить Аарона первосвященником. Для этого Моше в течение семи дней служил коэном (то есть, по сути, исполнял обязанности Аарона), делая подношения, принесенные Аароном и его сыновьями. Мишкан потом действительно стал вотчиной Аарона (служить в нем теперь могли только он и его сыновья), но без участия Моше этого бы не произошло.
Поцелуй
В самом начале главы Тецаве мы видим еще один яркий пример этой взаимосвязи:
«Ты же [сказал Всевышний Моше] вели сынам Израиля, чтобы они доставляли тебе чистое масло, выбитое из маслин, для освещения, чтобы зажигать лампу, горящую постоянно.
Пусть следят за ней Аарон и его сыновья с вечера до утра, пред Господом, в Шатре Встречи, вне полога, что перед [ковчегом] Свидетельства».
Итак, Аарону и его сыновьям было поручено зажигать менору, но масло для нее должен был принести Моше. Эти два стиха дают ключ к пониманию союза Моше и Аарона в том, что касается руководства народом Израиля.
В главе Шмот (4:27) описывается драматическое воссоединение братьев у подножия горы Синай. За шестьдесят лет до этого события, когда Моше было двадцать лет, он бежал из Египта; теперь уже 80-летним пастухом он возвращался в Египет с миссией от Всевышнего — освободить Его народ от рабства:
«Аарону же Господь повелел: — Иди в пустыню, навстречу Моше. Тот пошел, встретил [Моше] у горы Б-жьей и расцеловал».
Мидраш видит в поцелуе братьев глубокий философский смысл:
«Вот на что указывает стих (Тегилим 85:11), где сказано: “Милость и истина встретились, справедливость и мир соприкоснулись”. “Милость” — это Аарон; “истина” — Моше. “Справедливость” — это Моше, а “мир” — Аарон».
Задача Моше и Аарона заключалась в том, чтобы создать народ, который станет светом Всевышнего, «светом для всех других народов» и будет распространять мудрость и волю Б-га среди Его творений. Эта миссия по определению невыполнима: Всевышний бесконечен, совершенен и абсолютен, а созданный Им мир конечен, неполноценен и неустойчив. Тем не менее еврей должен и может разрешить этот парадокс: его повседневная жизнь служит моделью того, как Б-жественные абсолютные принципы находят воплощение в бренном мире.
Это противоречие заключено в приведенных выше строках из главы Тецаве: народ Израиля должен «зажечь лампу, горящую постоянно». Лампа эта вечна и неизменна, и она должна гореть и проливать свой свет «с ночи до утра», пребывая в нашем постоянно меняющемся временном мире, где тьма и свет сменяют друг друга.
Вот как разделялись обязанности Моше и Аарона: Моше — источник «чистого масла», который подпитывает вечно горящую лампу, а Аарон — тот, кто несет ее свет в наш мир «с ночи до утра».
Чтобы «выковать» народ, который сможет разрешить этот парадокс, нужны разные Б-жественные силы: с одной стороны, необходимы Б-жественные качества «истины» и «справедливости», в которых берет начало абсолютность и непреложность Торы Всевышнего; с другой — «мир» и «милость», из которых проистекают многообразие и субъективный характер сотворенного Б-гом.
Моше, учитель Торы, распространяющий Б-жественную мудрость и волю, воплощает совершенство и истину. Аарон, который представляет стремление народа служить Всевышнему, является носителем милости и порядка. А вместе они создают и возглавляют народ Израиля — связующее звено между Творцом и Его творением.
На основе учения Любавичского Ребе
MeaningfulLife.com