Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
10.03.2015
Для службы в Святом Храме коэн а-гадоль, первосвященник, надевал восемь предметов одежды и аксессуары. Об одних элементах его облачения, например, о хошене (нагруднике), нам известно больше, о других меньше. К таким малоизвестным, но не менее важным, чем остальные, деталям первосвященнического одеяния относится золотой циц.
Что такое циц?
Подробные указания относительно изготовления цица, равно как и остальных элементов Мишкана, переносного Храма, Моше получил от Всевышнего. Вот как он описывается в Торе:
«Сделай пластину из чистого золота (циц) и выгравируй на ней, как на печати: “Святыня Господу”. Прикрепи ее к синему шнуру, чтобы присоединить ее к тюрбану, — она должна быть на тюрбане спереди, у Аарона на лбу. Аарон примет на себя [всю возможную] вину [за грех осквернения] святынь, которые сыны Израиля посвящают [Б-гу] во всех [видах] своих священных приношений. [Пластина] должна быть постоянно у него на лбу, чтобы Господь благоволил им» (Шмот 28:36-38).
Циц — это золотое украшение, которое первосвященник надевал на лоб. Оно представляло собой золотую пластину, на которой были выгравированы слова Кодеш ле-Ашем («Святыня Господу»). Одна или несколько нитей из небесно-голубой шерсти были пропущены через отверстия в пластине, оборачивались вокруг тюрбана (мицнефет) и завязывались сзади, таким образом удерживая циц на лбу.
Смысл цица
Приведенная выше цитата содержит слова о том, что Аарон использовал циц, чтобы «принять на себя вину за грех осквернения святынь». Вот как этот стих комментирует Раши:
Приношения в Святом Храме должны были совершаться в состоянии ритуальной чистоты. Если само приношение или коэн (священник), несущий службу, были нечисты, тогда приношение отвергалось, а коэн считался виновным в совершении греха. В определенных случаях, когда приношение было сделано в состоянии нечистоты, благодаря цицу оно все же принималось Б-гом.
Кроме того, по мнению наших мудрецов (Талмуд, трактат Цвахим 88б, Ваикра Раба 10:6), циц, закрепленный на лбу первосвященника, давал Б-жественное прощение за грех наглости и бесстыдства, который на иврите называется азут-паним, «дерзость лица». (В этом смысле слово «лоб» приводится в книге пророка Ирмиягу (3:3); в Зоар (2:217б) предлагаются еще более широкие ассоциации, ссылаясь на определение наглости в арамейском языке — токфа де-мицха, «твердость лба»).
Как это происходило, подробно описано в книге Зоар. Верховный коэн наблюдал за тем, отражаются ли высеченные на цице слова «Святыня Господу» на лице стоящего перед ним человека. Если слова отражались, значит, человек этот был праведный и заслуживающий доли в будущем мире. Когда же отражения не было, первосвященник понимал, что перед ним грешник, и молился Всевышнему о том, чтобы Он смилостивился над этим человеком и простил его.
Циц в истории
Циц сыграл ключевую роль в войне евреев против мидианитян (Бемидбар 31). Эта война стала ответом на спровоцированную пророком-злодеем Бильамом попытку мидианитян развратить еврейский народ, склонить его к аморальному образу жизни и идолопоклонству. Бильам намеревался, использовав силу магии, улететь с места битвы. Тогда Пинхас взял циц с выгравированным на нем именем Б-га и направил его на парящего в воздухе Бильама, в результате чего тот упал на землю, был схвачен и убит (Ялкут Шимони, Бемидбар 785).
По окончании войны циц использовали также для того, чтобы определить среди женщин Мидьяна распутниц, заслуживавших казни (Талмуд, Йевамот 60б).
Разрушив Второй Храм, римляне перевезли всю его священную утварь в Рим (отсюда и берет начало древняя легенда о том, что менора и другие предметы, использовавшиеся во время службы в Храме, до сих пор хранятся в архивах библиотеки Ватикана). В Талмуде приводится цитата рабби Элиэзера, сына рабби Йосея: «Я видел [циц] в Риме, и на нем в одну строку было начертано: “Святыня Господу”». Так рабби ответил тем из мудрецов, кто полагал, что эти слова были написаны в две строки.
Циц и Мошиах
В хасидских трудах отмечается, что слово циц является метафорой Мошиаха, который с нетерпением ждет призыва Творца прийти в этот мир и завершить наше изгнание: «Вот он стоит за нашей стеной, заглядывает в окошки, смотрит в щели».
Коэн а-гадоль закреплял циц на лбу, а лоб символизирует силу воли, которая преобладает над разумом. Как говорил Любавичский Ребе, это учит нас тому, что приблизить приход Мошиаха может наша безусловная вера в Б-га — даже когда логика подсказывает, что ситуация совершенно безнадежна.
Менди Каминкер