Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
13.03.2015
Как мотивировать деморализованных людей? Как заново собрать разрозненный народ? О том, каким образом с этой задачей справился Моше, рассказывается в главе Торы, которую мы читаем на этой неделе.
Ключевое слово в этом тексте — ваякхель, «[Моше] собрал». В иврите слово кехила означает «община». Кехила, или кахаль — это группа людей, объединенных с определенной целью. Цель эта может быть позитивной или негативной, конструктивной или деструктивной. Интересно, что слово ваякхель, которое открывает эту недельную главу и предваряет решение сложившейся непростой ситуации, в предыдущей главе (Шмот 32:1) знаменовало ее возникновение: «Народ увидел, что Моше медлит спуститься с горы. Обступил [ваякхель] народ Аарона, и сказали они ему: — Приступи [к действиям]! Сделай нам бога, который пойдет перед нами, [ведя нас за собой]. А этот человек, Моше, который вывел нас из земли египетской, — мы не знаем, что с ним!»
Разница между двумя этими видами кехилы заключается в том, что одна из них приводит к порядку, а другая — к хаосу. Спустившись с горы, у подножия которой евреи поклонялись золотому тельцу, «Моше увидел, что народ развращен, что Аарон распустил его — врагам на посмешище». Ивритское слово пара (פרע и схожее с ним פרא) означает «распущенный, буйный, безудержный». Одна группа людей подчиняется строгой дисциплине, видит перед собой цель и ориентирована на ее достижение, другая же представляет собой толпу. Толпа действует как ей заблагорассудится, люди в толпе становятся несдержанны, теряют самообладание, их уносит волна эмоций. Нормальный мыслительный процесс подавляется примитивными чувствами и инстинктами. Здесь кипят страсти. Неврологи называют это явление amygdala hijack, «немедленная интенсивная эмоциональная реакция».
На эту тему написано несколько известных работ: «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы» Чарльза МакКея (1841), «Психология народов и масс» Густава Лебона (1895), «Инстинкты стада на войне и в мире» Уилфреда Троттера (1914) и другие. Автором одного из интереснейших исследований, «Массы и власть» (1960), стал еврейский лауреат Нобелевской премии Элиас Канетти.
Действие, обозначенное глаголом ваякхель, стало ответом Моше на разнузданность толпы, окружившей Аарона и создавшей золотого тельца. Моше совершает нечто удивительное. Вначале, когда Моше только спустился с горы и увидел, что евреи поклоняются золотому тельцу, он разгневался, стал их стыдить. Но затем решил использовать ту же мотивацию, которая двигала ими изначально. Евреи хотели создать нечто, напоминающее им о том, что Творец пребывает с ними, только не на вершине горы, а среди них. Моше обращается к великодушию евреев, которое ранее побудило их жертвовать свои золотые украшения. Разница заключалась лишь в том, что на этот раз евреи подчинились воле Творца, а не собственным стихийным чувствам.
Моше обратился к народу Израиля с просьбой о добровольных пожертвованиях на строительство Скинии Завета, Мишкана. Евреи проявили такую щедрость, что Моше даже был вынужден их остановить. Если ты хочешь объединить людей для достижения общих интересов, следует сделать так, чтобы они занялись совместным созиданием. Нужно дать людям такое задание, выполнить которое они смогут только все вместе, а не поодиночке.
Действие этого принципа наглядно проиллюстрировано в знаменитом социально-научном эксперименте, проведенном в 1954 году турецким психологом Музафером Шерифом совместно с учеными из Университета Оклахомы. Этот эксперимент получил название «Пещера разбойников». Шериф намеревался понять динамику конфликта в группе и влияние предрассудков. Для этого он вместе с коллегами собрал группу из двадцати двух незнакомых между собой 11-летних мальчиков. Детей в произвольном порядке поделили на две группы и отправили в летний лагерь в парке «Пещера разбойников» в Оклахоме.
Изначально дети ничего не знали о существовании в пределах парка другой группы. Лагеря обеих групп были расположены на большом расстоянии друг от друга. Первая неделя эксперимента была посвящена сплочению команд. Мальчики ходили в походы и купались в реке. Каждая команда придумала себе название: одни стали «Орлами», а другие — «Гремучими змеями». Эти названия нанесли на футболки детей и знамена отрядов.
В продолжение эксперимента в ходе четырехдневных соревнований произошло знакомство команд. По условиям соревнований, победители получали награды, медали и призы, проигравшим же не доставалось ничего. Тут же между командами начались конфликты: мальчики придумывали своим соперникам обидные прозвища, дразнили и унижали друг друга. Ситуация накалялась. Одна команда сожгла флаг другой и совершила набег на «вражеский» лагерь. Мальчики отказывались есть в одной столовой с членами другой команды.
Третий этап был назван «фазой интеграции». Члены обеих команд должны были присутствовать на общих встречах, вместе смотреть фильмы. Затем в честь Дня независимости США мальчики вместе запускали петарды. Организаторы эксперимента надеялись, что такое времяпрепровождение снимет напряжение, и дети помирятся. Но этого не произошло. Закончилось все тем, что несколько участников поссорились, бросая друг в друга еду.
На четвертом этапе ученые изменили условия жизни детей таким образом, что обеим группам стала грозить одна и та же опасность. Сначала в лагерях была прекращена подача питьевой воды. Обе команды самостоятельно нашли источник проблемы и встретились там, где была перекрыта вода. Они начали совместную работу по устранению проблемы, а затем вместе отпраздновали общую победу.
Затем члены обеих команд должны были выбрать фильмы для совместного просмотра. Ученые объяснили, что за просмотр фильмов нужно будет заплатить деньги, а в лагерях денег было немного. Группы согласились разделить расходы поровну. В третьем случае автобус, на котором ехали мальчики, застрял, и ребята толкали его — снова вместе. К моменту окончания эксперимента мальчики уже не относились к членам другой команды враждебно. По дороге домой они потратили выигранный денежный приз на напитки для всех.
Результаты других исследований были аналогичными. Выводы ошеломительны: даже врагов можно объединить в одну группу, если они столкнутся с общей проблемой, решить которую можно только сообща.
Однажды раввин Норман Ламм, бывший ректор Йешивы-университета, отметил, что в Мишне он нашел только одну шутку — утверждение о том, что «ученые мужи будут способствовать великому миру» (Талмуд, трактат Брахот 64а). Всем известно, что между раввинами существует масса разногласий по самым разным поводам. Как же в таком случае можно говорить, что они способствуют великому миру?
Эти слова скорее были не шуткой, а абсолютной истиной. Для того чтобы ее понять, необходимо прочесть продолжение фразы: «Ученые мужи будут способствовать великому миру», как сказано: “И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих” (Книга пророка Йешаягу 54:13)». В данном случае вместо «сыновья твои» [банейх] следует читать «твои строители» [бонейх]. Становясь созидателями, ученые создают мир. Если вы стремитесь создать общину из сильных личностей, то должны сделать из них строителей, созидателей. Именно так и поступил Моше в недельной главе Ваякхель.
В сплочении людей даже после такого ужасного греха, как поклонение золотому тельцу, нет ничего таинственного или чудесного. Оно достигается благодаря постановке общей задачи, которая отвечает их желаниям и выполнение которой возможно исключительно сообща, общими усилиями. Эта задача должна быть созидательной. Каждый член группы должен получить возможность внести свою лепту в общее дело и почувствовать, что его вклад оценен по достоинству. Каждый должен получить возможность с гордостью сказать: «Это сделано с моей помощью».
Именно это понял и сделал Моше. Он знал, что для того, чтобы сплотить группу людей, нужно собрать команду, которая будет созидать.
раввин Джонатан Сакс