Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
27.12.2001
|
— А очень просто. Надо перестать переживать и беспокоиться, а вместо того начать действовать правильно — и никто не сможет предъявить претензий к твоим поступкам, ведь это куда практичнее, чем все время искать нужные слова. Тем более — слова, чтобы убедить самого себя, что ты прав? Так зачем их вообще искать? То, что мы делаем важнее того, во что мы верим!
|
"Если еврей не понимает важности закона, то он не понимает сущности вклада своего народа во всемирную историю" Соломон Голдман (1893-1953), американский раввин | ||
— Абсолютно. А кстати — и Гиллель, который сказал, что "ТОРА — ЭТО ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО "ЧЕГО НЕ ХОЧЕШЬ СЕБЕ, НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ. А ДАЛЬШЕ — ИДИ И УЧИСЬ" — ТОЖЕ БЫЛ СОВЕРШЕННО ПРАВ. Часто говорят, что христианство — религия веры. В Новом Завете написано: "Тот, кто верит в Иисуса Христа будет спасен". Суть иудаизма в другом. Он ставит поступки человека выше его религиозных убеждений, поскольку еврейский Б-г — это Б-г Закона, Ему важнее то, что мы делаем, чем то, о чем мы думаем.
Тора, сама по себе, как она дана и как ее понимает еврейская мысль- это руководство к жизни, а не призыв к вере. "Откровение" в иудаизме сводится к просьбе Всевышнего Моше научить евреев заповедям (кстати, об этом мы уже говорили и еще непременно вернемся к теме заповедей и законов как необходимых ориентиров нашей жизни, а вовсе не "лишней обузы".) Всесильный, который вывел свой народ из египетского рабства и разделил с ним радость свободы, отныне потребовал, чтобы в поведении, поступках и действиях люди руководствовались Б-жественными заповедями.
В чем же здесь противоречие? Его нет. Творец хотел от евреев понимания того, что, по мнению В. Дюранта является самым большим уроком в истории: "Человек стал свободным, осознав впервые, что над ним властвует закон".
|
— Это только так кажется, что закон дает нам недостаточно свободы. Ведь не забывай, что Творец не постовой милиционер, он безусловно и на сто процентов (еще лучше, чем ты сам, кстати!) — в курсе того, что ты захочешь и какие у тебя будут проблемы с твоими желаниями и делами, на то он и Всемогущий и Всеведущий Б-г закона. Он просто дает тебе варианты выполнения твоих же желаний, а вовсе не говорит, чего ты "должен хотеть": он тебя создал с твоими желаниями — понимаешь? И с твоими возможностями. А если так, то остается — как в том кавказском тосте из фильма "Кавказская пленница" выпить за то, чтобы одно соответствовало другому — тем более, что в узловой точке пересечения желаний и возможностей всегда (так получается по замыслу Творца) — всегда оказывается именно Его закон. И ты можешь это сделать!
- СЕРЬЕЗНО?
Серьезнее не придумаешь! Посуди сам. Закон имеет право на существование в том только случае, если он не требует от людей невозможного. От человека, грешного по своей природе, бессмысленно требовать праведных поступков. Но, как уже было сказано, иудаизм верит в свободу воли. "Дьявол заставил меня это сделать" — эта любопытная фраза Ф. Вилсона никак не может быть теологически допустимым оправданием. Не говоря уже о том, что такой глупой, нелогичной, "гнилой" (как теперь частенько говорят подростки) "отмазки", оправдания как "бес попутал" или "лукавый нашептал" вообще не может быть для свободных, взрослых и потому ответственных людей, к которым обращен закон Торы — но это совсем отдельная история. Первый в истории человечества убийца — Каин тоже был не прочь воспользоваться этим аргументом, Всевышний ему весьма недвусмысленно намекнул: "Ведь если клонишься к добру, то простится тебе, если же не клонишься к добру, то у двери грех лежит, и к тебе влечение его; ты же должен властвовать над ним" (Берейшит 4:7).
В этом мы опять видим различие между христианством и иудаизмом. Законы Нового Завета даны и существуют, чтобы показать, что они невыполнимы.
|
А вот так — они представляют собой максималистские требования, к которым обыкновенный человек может лишь стремиться, но они — описание того "идеала", который на Земле, при нашей жизни, в реальных условиях не может быть воплощен, поскольку так в Новом завете говорится открытым текстом, что эти "идеалы" — "не от мира сего". Законы Нового завета — что-то вроде красивой, но неразрешимой математической загадки, что-то сродни теореме Ферма: вроде очевидно, но доказать никто еще пока не смог, задача не имеет решения в тех терминах, в которых она сформулирована. Человек должен был осознать, что сам по себе он недостоин спасения. Новый Завет считает, что если закон — гарант праведности, то Иисус, чьим жизнеописанием собственно и является эта книга, умер зря. Согласно христианству, Иисус из Назарета своей мученической смертью принес прощение всему человечеству за грехи, сами люди не смогли заслужить Б-жественной милости, выполняя указания. (Другой вопрос, совершали ли люди эти грехи на самом деле — или лишь в воображении идеологов — и нуждались ли поэтому в их "искуплении", но у нас не об этом речь сейчас.) Иудаизм считает, что закон, со всеми жесткими и строгими требованиями, именно потому и был дан евреям, что Всевышний верил в свой народ, в то, что "он на это способен!" То есть верил в Свое царствие именно в этом мире, а иначе — зачем он дал бы нам в руки способ осуществления своего замысла, коль скоро мы живем в этом мире, а не где-то еще, и не в заоблачном будущем, а теперь? Сама концепция Торы демонстрирует идею веры Творца в свое творение нагляднее, чем действия человека, верующего в Б-га. Делать то, что хочет от нас Творец — это и значит своими ежедневными жизненными шагами, поступками, решениями, всей жизнью осуществлять Его идею, Его идеал — без кавычек и без тени сомнения в том, что это возможно. Ведь Вс-вышний уже решил эту проблему, дав нам Тору: раз Моше попросил Его научить народ Израиля заповедям о том, как надо жить, то и заповеди были даны так, чтобы их на сто процентов можно было исполнить. Это не теорема Ферма, где доказательство невозможно даже логически, а задача по определению решаемая, более того ее решение приносит нам не "муки творчества", не "тоску по идеалу", а удовлетворение от хорошо сделанной работы, радость, для которой немножко стоит и постараться, если знаешь, что все получится!