Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
27.12.2001
? |
Так как быть с тем, что Авраам — мы на этом остановились в прошлой серии — сказал Б-гу: что — мол — не надо испепелять города "Содом" и "Гоморра", где все погрязли в грехе, гомосексуализме и прочих безобразиях. Мол — избави Б-же тебя, о Б-же, сделать такое! И что могут, мол, пострадать невинные, те жители обреченных городов, которые ни в грехе, ни в безобразиях не замечены. Как же так он Б-га стращал самим же Б-гом, этот смелый и рисковый Авраам? И что ему сказали в ответ? |
Нам, воспитанным на многовековых традициях веры в праведного Б-га, это может показаться не таким уж странным; но какой же неслыханной дерзостью было это убеждение Авраама в то время, когда цари, как правило, действовали исключительно тиранически, сообразуясь только со своими желаниями и не связывая себя никакими моральными ограничениями. Авраам признал Б-га Творцом всего мира и не хотел допустить, что этот Б-г может поступать несправедливо!
В знаменитом мюзикле "Скрипач на крыше"(?) Тевье-молочник не только целый день говорит со Всевышним, но и спорит с Ним. Может быть, это дерзость? Отнюдь нет. Он лишь подражает Аврааму, который также спорил с Б-гом. С точки зрения еврея, власть Всевышнего выражается в Б-годанных законах справедливости. | ||
Самое поразительное заключается в том, что Вс-вышний согласился с Авраамом. Ты не понял Меня, — объясняет Всевышний. Он действительно не мог бы уничтожить эти нечестивые города, если бы в них было хоть немного праведников. То, что Авраам только предполагал, Тора позднее прямо назовёт сутью Б-жественной природы: "твердыня Он, совершенно деяние его, ибо все пути его — праведны; Всесильный верен, и нет несправедливости, Праведен и Справедлив он."(Второзаконие 32:4) Когда Моше попросил Творца дать ему лучше познать Его, Всевышний открыл ему свои главные качества: "Б-г — Бог Всесильный, Милостивый и Милосердный, Долготерпеливый; Тот, Чьи любовь и справедливость безмерны, Помнящий добрые дела отцов для тысяч поколений их потомков; Прощающий грех, и непокорность, и заблуждение, и Очищающий раскаявшегося, но Не очищающий нераскаявшегося, Припоминающий вину отцов их детям и внукам, третьему и четвертому поколению!"
Если это и значит быть Б-гом, говорят еврейские мудрецы, — значит, эти качества священны. Если Вс-вышний благ, человек должен подражать ему в этом. Вот почему прилагательное "этический" в определении еврейского монотеизма наиболее точно отражает его суть.
Вера в жестокого Б-га порождает жестокого человека. Томас Пейн | ||
Два имени: строгость любви
Если Б-г — един, то почему у Него два имени? Не только по-русски (Господь и Б-г), но и на древнееврейском (в оригинале), в тексте Торы. В некоторых случаях Вс-вышний упоминается как hавая — это обращение обычно переводят словом "Б-г". Вслух эти четыре буквы не произносятся — это нарушение одной из важнейших заповедей о том. что нельзя произносить и поминать всуе имя Вс-вышнего. Но они пишутся во всех текстах именно так, как было начертано в первый раз Моисеем под диктовку Вс-вышнего. В других случаях Его называют Эло-ким, что соответствует русскому "Вс-сильный".
Ещё более странно то, что тот самый стих Торы, который каждый еврей должен произносить дважды в день, подтверждая свою веру в единого Б-га, содержит оба имени в одном предложении! Эта фраза ещё не раз будет встречаться в тексте, так что приведём сразу её древнееврейскую транслитерацию: Ш'ма Исроэль hаШЕМ Элок-ейну hаШЕМ Эход — "Слушай, Израиль: Б-г Вс-сильный наш, Б-г един" Итак, если Творец един, зачем нужна эта непонятная двойственность имени?
? |
Так кто тут так долго и вдохновенно мне рассказывал, что Б-гов не два и не три, если у него даже имен ДВА? Что, одно имя, а дроугое отчество, что ли? Или одно для "своих", а другое — для официальной визитной карточки? Но почему тогда они оба есть в этой установочной фразе, которую называют СИМВОЛОМ ВЕРЫ? Что за "раздвоение личности" у нашего дорогого Вс-вышнего? |
Не лишне повторить, что многие правоверные евреи никогда не произносят имени Вс-вышнего так, как оно написано в Торе. Оно слишком свято. Вместо hавая они говорят hашем, то есть "Имя", а слово Эло-ким намеренно произносят неправильно — Элоким. Помните, что имя Вс-вышнего не следует упоминать всуе. | ||
Разные имена для разных качеств
Никакого раздвоения нет. И никакого "двоения в глазах" или в мозгах тоже нет. И никогда не было. Ответ еврейских философов на этот вопрос добавляет последний кусочек к мозаике наших представлений о Б-ге. У каждого из нас есть много обозначений, относящихся к разным сторонам нашей личности. Для наших детей мы "Папы", для жён "Дорогие" (иногда), для учеников "Рабби", а друзья зовут нас просто по имени. Но это не значит, что "папа" — один человек, а "дорогой" — кто-то другой. Вот это была бы шизофрения в самом натуральном виде, или как минимум семейная драма. Поскольку в своих взаимоотношениях с миром Вс-вышний предстаёт в основном в двух главных качествах, Он то hавая,, то Эло-ким — или Б-г, или Вс-сильный. Когда нам кажется, что Он проявляет к нам милость и сострадание, мы говорим: "Слава Б-гу!" — в этом случае на иврите мы славим hавая. Но стоит произойти чему-нибудь плохому — например, когда мы опаздываем на самолёт, спотыкаемся обо что-нибудь или заболеваем — мы восклицаем: "О Б-же мой!" Имя Эло-ким, "Вс-сильный", употребляется тогда, когда Вс-вышний по отношению к нам суров, непреклонен, возможно, даже жесток.
Разумеется, когда мы говорим о мужском и женском, мы используем характеристики неприменимые к Б-гу. Б-г бестелесен. Просто некоторые Его проявления связаны в нашем сознании с мужским или женским началом. Но почему же, спросите вы, мы всегда говорим о Нём "Он"? Вы абсолютно правы, "Она" тоже вполне допустимо. Следуя древнееврейской грамматике, которая использует иногда в обозначении Б-га женский род, мы можем сохранить это чередование и говорить о Б-ге то как о Нём, то как о Ней. Но в русском языке, имеющим всем известные особенности, такие вольности звучат вульгарно. | ||
Но почему же Б-г любви, Вс-сильный наш, время от времени проявляет себя как суровый, почти безжалостный и, как нам кажется иногда, нелюбящий Б-г? По тем же самым причинам, по которым с незапамятных времён дети воспринимают родителей не только как любящих, но и как "слишком строгих", "упёртых", "помешанных на идиотских правилах". Фраза, которую, вероятно, всё время повторяют в семьях по всему миру: "Когда-нибудь, когда ты вырастешь, и у тебя будут собственные дети, ты всё поймёшь", с давних пор переходит из поколения в поколение.
Возможно, когда мы вынуждаем Всевышнего проявлять себя в качестве Вс-сильного — строгого наказующего родителя — Он всё же надеется, что когда-нибудь Его дети поймут: Он поступает так только потому, что любит нас и должен быть строгим. "Строгость любви" — это не только название международного движения, с успехом проводящего воспитательную работу с трудными подростками. Эта формула точно описывает тот двойственный подход, который избрал Всевышний в отношениях со своими детьми.
Отец и мать
Что ещё более заслуживает внимания, так это то, что на иврите слово hавая - непроизносимое имя Б-га — имеет женское окончание. Милостивый Б-г больше напоминает мать. В то же время в древнееврейском слове "Вс-сильный" — Эло-ким — окончание мужское. Таким образом, Б-г также и отец. Еврейское представление о Всесильном — Б-ге соединяет в себе мужские и женские черты. Всемогущий одновременно Он и Она -в Нём гармонично сочетаются лучшие черты обоих полов, так что у человека есть не только Небесный Отец, но и Небесная Мать.
Новое дело! Вот еще придумали! Я никогда не сомневался, что Б-г мужского рода! А тут...
? |
Откуда нам знать, что всё это — правда? |
Люди говорят: "Увидеть — значит поверить." Это не так. Увидеть — значит знать. Верить — это значит придерживаться какого-либо мнения как наиболее правдоподобного, вероятного, что и выходит: принять его на веру.
Религия основана на вере. Вера и знание — не одно и то же. Некоторые люди спрашивают: Если Б-г хочет, чтобы весь мир поверил в Него, почему Он не откроет всем своё существование явно, почему Он не явится во всей своей славе, так, чтобы никто не мог оспаривать бытиё Б-жье? Ответ крайне прост. Если бы Всевышний сделал это, никто не верил бы в Него. Люди просто вынуждены были бы признать Его. Как очевидный факт — но ведь это было бы слишком просто. И ничего не пришлось бы делать, ни о чем думать... Нет. надо знать, анализировать и разбираться в том, что нам о нем известно, чтобы вера возникла на хорошем, без трещин, фундаменте наших знаний.
Природа — слишком тонкий покров; слава вездесущего Б-га всюду прорывается сквозь него. Ральф Уолдо Эмерсон. | ||
Вот почему доказательство существования Творца не только невозможно, но и нежелательно. Если подразумевать под доказательством наглядную и неопровержимую демонстрацию, которой требует наука, то существование Творца в принципе недоказуемо. Однако если считать доказательством установление наиболее логичной из двух альтернатив, ни одна из которых не является непреложным фактом, то в этом случае существование Торца может быть "установлено" как более логичная из двух возможностей. С Творцом мир получает смысл, цель и объяснение. Допущение, что математически выверенная гармония мироздания является результатом случайности или совпадения, требует такой слепой веры, на какую далеко не всякий способен.
? |
Так что же атеисты, нерелигиозные люди вообще остаются не при чем? Их как бы нет вовсе? Если у них в голове на эту тему ничего нет? |
Атеисты, согласно старой еврейской поговорке, не могут найти Б-га по той же самой причине, по которой вор не может найти полицейского. Платон выразился ещё более категорично: "Безбожие — это болезнь души, предшествующая ошибке восприятия". Еврей-атеист напоминает того еврея, который гордился своим свободомыслием и, говорил каждому встречному: "Слава Б-гу, я атеист" — и действительно, нелегко не верить совсем!
Атеист полагает, что Б-га не существует. Агностик считает, что вопрос бытия Творца неразрешим — то есть не придерживается ни одной из двух точек зрения на эту проблему. Общее между ними то, что ни один из них не ощущает незримой поддержки в своей жизни. | ||
Мы узнали:
* Теория Большого взрыва, принятая сегодня большинством учёных, согласуется с учением иудаизма о внезапном возникновении мира "из ничего", но не пришла ни к каким выводам относительно того, как это произошло.
* Иудаизм настаивает на том, что Б-г, Творец мира, един — монотеизм отрицает множественность языческих богов, двойственность дуализма и христианскую троичность.
* Иудаизм чтит Б-га-Творца также и как Б-га-Промыслителя — Б-га, постоянно поддерживающего личное общение с каждым из своих созданий.
* С точки зрения иудаизма Б-г по определению благ; этический монотеизм подразумевает веру в то, что Всемогущий Создатель добровольно избрал добро, справедливость и правду как основание для всех своих дел.
* Два древнееврейских обозначения Б-га, которые переводятся как "Господь" и "Б-г", относятся к двум гармонически сочетающимся Его качествам более "женской" — доброй и более "мужской" — справедливой.
* Доказательство существования Творца невозможно и нежелательно, поскольку оно убило бы в людях веру; иудаизм принимает существование Б-га как наиболее логичный из всех возможных вариантов.