Top.Mail.Ru

Как получить "проходной балл" на "последнем экзамене"?

27.12.2001

?
№ 42
Долгое время христианство утверждало, что разница между ним и иудаизмом только в том, что христианство — религия любви, а иудаизм — религия закона. И с этим сложно здравомыслящему человеку не согласиться. Тем более что вы сами утверждали, что Б-г заинтересован в том, чтобы люди хорошо относились друг к другу?

Сравнение это оставляет иудаизм в менее выгодной позиции. Евреи, однако, расценивают это не как осуждение, а как комплемент. Дело в том, что религия с акцентом на любви Б-га даже к тем, кто продолжает грешить, слишком уж охотно принимает как должное то, что люди не могут стать лучше. Она акцентирует внимание на огромной вере людей во Вс-вышнего, но умаляет веру Вс-вышнего в человечество. Б-г закона заставляет людей понять, что за благословения на них накладываются обязательства, что избранность влечет за собой ответственность, что подчинение правилам — это плата за возможность жить здесь, на земле.

Поскольку есть Б-г (об этом уже столько сказано, что ты в курсе, я полагаю...), поскольку мы созданы по Его образу и подобию, и поскольку у нас есть взаимоотношения с окружающими, то мы отвечаем за себя и ближних своих перед Вс-вышним. Это Б-г закона учит нас жить, согласно этим принципам, так как наша ответственность есть не что иное, как ответ на все дарования Всевышнего. То есть — Он нам дал столько всего, что просил быть за это в ответе, то есть, учить, знать, передавать в порядке другим, и сохранять в исправности, не злоупотреблять и не портить, а улучшать то, что Он нам дал — и друг друга, и мир, и все, что в нем...

?
№ 43
- Ну, и как же мне справиться с этим самым законом? Как отвечать так, чтобы — как говорится — не переусердствовать?
Это ж получается как последний экзамен в школе — только каждый день и каждую минуту...

Ну, не надо так трагично смотреть на вещи! Как будто ничего страшнее последнего выпускного экзамена ты не видел в жизни — не поверю, не смеши меня, как говорят в Одессе, не делай мене смешно... Президент Джон Ф. Кеннеди выиграл Пультцеровскую премию за книгу "Профили храбрости", где, рассуждая о судьбах великий людей, или людей с выдающимися способностями, написал: "Кому много дано, с того много и взыщется. И, когда в один прекрасный момент высший суд истории спросит каждого из нас, выполнили ли мы свои обязательства, ценность прожитой жизни будет зависеть от ответов на четыре вопроса:

1. Действительно ли мы были храбрыми?
2. Действительно ли мы были справедливыми?
3. Действительно ли мы не разобщали окружающих?
4. Действительно ли мы заботились об освящении этого мира?"

Я сомневаюсь, что 25-й американский президент знал об удивительно похожем, но написанном за тысячу лет до этого, отрывке из Талмуда, в котором говорится, что нас будут судить по четырем "номинациям". Т.е. в момент, когда человек предстанет перед небесным судом, его спросят:

1. Честно ли ты вел свои дела?
2. Постоянно ли ты учил Тору?
3. Что ты сделал для продолжения жизни на земле?
4. Ждал ли ты освобождения мира с нетерпением?

Плохая новость заключается в том, что все мы должны быть готовы сдать последние экзамены. Хорошая новость в том, что вопросы этого теста нам известны заранее. Вс-вышний не хочет заставать нас врасплох. Эти вопросы нужно знать не только для хорошей отметки на экзамене в "небесную академию", но и для того, чтобы понять, как наши жизни будут оценены при входе в вечность. Вот краткое объяснение этого Талмудического отрывка:

Б-г закона делает нас ответственными за нашу жизнь. Нам подарили ее, и мы отвечаем за нее перед Высшим Авторитетом. Мы должны быть верны основным требованиям морали и выполнять свое предназначение на земле, иначе, с точки зрения единственно значимого стандарта, наша жизнь будет провалом. Лозунг на футболке "Тот, кто играет с лучшими игрушками, выигрывает" — неправильный. Выигрывают те, кто не "срезается" на последнем экзамене.

Первый вопрос — был ли ты честным? — не имеет отношения к Творцу и, соответственно, к заповедям с первой скрижали (помните предыдущую главу?) Перед тем, как Вс-вышний проверит, были ли мы святыми, Он хочет знать, были ли мы достойными людьми.

Второй вопрос — учил ли ты Тору регулярно? — фокусируется не на твоем отношении к другим, а на твоем отношении к себе. Пустить на самотек, не совершенствовать своего интеллекта, не развиваться духовно — значит лишить свою жизнь и смысла, и цели.

Сэмми Девис-младший сказал: "Я должен быть собой". И до него эту нехитрую мысль говорили еще десятки умных людей, от Сократа до Петрарки. Вс-вышний еще строже: "Ты не только должен быть собой; ты должен стать всем, на что только способен. Не сделав этого, ты поймешь, что зря растратил свою жизнь".

Третий вопрос — относящийся к семье — о том, понимаешь ли ты, что нужно думать о будущем не только для себя. Исаак Перец, идишиский писатель (1852-1918), сказал: "Дети обеспечивают вечность для человечества". Все мы — звенья в цепи, которая (по иудаизму) ведется от Адама до Мошиаха (Мессии). Те, кто не может иметь биологических детей, могут усыновлять, но те, кто слишком эгоистичен или скуп, чтобы думать о будущем, — неудачники.

Заметьте развитие: будь порядочным по отношению к окружающим, будь верным себе, готовься к будущему.... Четвертый, расширяющий горизонт, вопрос о том, что каждый, пребывая в своем маленьком мирке, должен приближать всех и все к приходу Мошиаха, к избавлению. Кирпич за кирпичиком был построен Храм, и так же, шаг за шагом, наш мир станет священным местом, если каждый человек сделает хоть что-нибудь для этого. У каждого есть шанс попасть в историю, нужно только выполнять обязанности, возложенные судьбой. Мицва "Тикун Олам" — последняя обязанность, последний критерий в оценке нашей жизни.

В иудаизме Б-г — это Б-г любви, который прощает человеческое несовершенство, однако, Он, Б-г закона, верит в то, что люди способны получить хотя бы проходной балл.

И мы там встретимся с тобой, в этом продолжении... :)

{* *}