Душа еврейской традиции

28.12.2001

?
№ 84
Послушай, так на чем мы остановились? Мы говорили о Танахе, кажется? О Торе, книгах Пророков и святого Писания — все они документы Б-жественного Волеизъявления. Хорошо. Но откуда взялась другая многочисленная традиционная литература, Талмуд, например, за которой раввины проводят всю свою жизнь? Кто это придумал?

Ты задал хороший вопрос и прямо по теме. Танах действительно по объему не такой уж большой, в еврейских школах его умудряются пройти полностью за несколько лет. Однако содержание Танаха не ограничивается только его видимым текстом. Вот, к примеру, ХУМАШ — Пятикнижие — читают в синагогах каждую неделю, и когда подходят к концу, перематывают свиток в начало и опять все по новой. Почему? Дело в том, что ХУМАШ на самом деле не имеет конца и завершения, точно так же как бесконечен его АВТОР. Мы никогда не увидим «последней страницы» Торы, потому что невозможно, чтобы Вс-вышний «отложил в сторону перо и ушел на пенсию». Тору называют книгой ЖИЗНИ не случайно, ее страницы переворачиваются каждый год потому, что меняются жизнь и времена. Вот именно то, что учат раввины, а вместе с ними весь еврейский народ, есть естественное продолжение, которое заложено в самих книгах Танаха. К тому же источник всей этой информации тоже один. Так, одновременно с ПИСАНЫМ ЗАКОНОМ (текстом Торы) мы получили на ГОРЕ СИНАЙ и УСТНЫЙ ЗАКОН. Так что ты — сам того не зная, я вижу J — вывел меня на новую серию интересных вещей:

  • Как устный Закон стал написанным текстом
  • Вопросы и задачи этого закона
  • Изучая страницы Талмуда с карандашом и иногда даже лупой, ЧТО МЫ ВИДИМ?
  • Чему нас учат многочисленные истории из Мидраша?

?
№ 85
- Значит, продолжение у законченной книги все же есть, но оно вытекает не из письменных слов, а из устных? А где — скажи, пожалуйста, — гарантия, что это устное продолжение нигде не отклоняется от оригинала? Где гарантия достоверности того, что один рассказал другому, другой третьему, а потом сотый тысячному? Это же будет испорченный телефон, а не устная традиция?

Кстати
Еврейские мистики заметили удивительное совпадение, связанное со словом «мишна». Если переставить буквы этого слова, то получится «нешама», т.е. душа. Письменный текст относится к телу, а устный закон, Мишна, — это душа еврейской традиции.

Если этот телефон кто-нибудь сначала нарочно испортит, то может и так быть… Но давай обратимся к самой истории УСТНОЙ ТОРЫ, и ты убедишься, что устная традиция вполне достоверна.

С окончанием эпохи пророков, с завершением Танаха, в еврейской традиции началась новая эра. Отныне лишенные устных пророчеств от вестников, несущих слова Творца, евреи засели за книжки. Теперь им предстояла самостоятельная «студенческая» работа — учиться, учиться и учиться; штудировать те тексты их объяснения, которые уже к тому времени донесли до нас мудрецы. Автором монолога Торы был Вс-вышний. Танах, Мишна, Талмуд и прочие «книги мудрости» дошли до нас через посредников — людей, интеллекту которых Вс-вышний доверил изложение или расшифровку своих посланий. Вышедшие из-под пера мудрецов, страницы далеко не всегда гладкие текстовые монологи. Как правило, комментарии, учения, дополнения написаны в форме диалогов, дискуссий и содержат не только просьбы и требования Творца, но и человеческие резюме, ответы на некоторые вопросы и полезные советы. Мудрецы тех времен так же любили спорить, как современные раввины (как, впрочем, и все остальные евреи). Мельчайшие проблемы и детали они обсуждали так, словно от решения зависела их собственная жизнь. На самом деле они понимали, что в вопросах традиции не бывает мелочей и наша повседневная жизнь напрямую зависит от правильно сделанных выводов. Ощущение от прочтения этих текстов такое, будто, споря и доказывая важность того или иного аспекта иудаизма, спорщики представляли, как сам Вс-вышний незримо наблюдает за их искусной интерпретацией слов Торы и одобрительно улыбается их находчивости. Еще бы! Ведь они, раввины и мудрецы, умудрились поднять Его слова на еще более высокий уровень! Иногда евреи ставят своих мудрецов выше пророков: пророки ведь только повторяли услышанное, мудрецам же довелось соединить человеческую мудрость с Б-жественной.

?
№ 86
Хорошо. Вот тут промелькнул какой-то термин. Специфический, судя по всему. Мишна — что это вообще такое?

Я видимо увлекся, надо дать задний ход чуть-чуть. Слова надо объяснить. Первая из «серии» книг, содержащих выказывания и комментарии мудрецов к еврейскому повседневному закону, — это и есть Мишна (от корня «шана» — повторять, а значит, и учить), отредактированная в 200 г. н. э. Понятно, что не может быть простым совпадением количество частей Мишны — шесть. Поскольку Тора, Пентатека содержат 5 книг, то работа, объясняющая и продолжающая ее, связанная с законами для будней и праздников, должна быть следующим числом, т.е. шестью.

В общих словах, вот они, названия 6 частей Мишны:

  1. Зераим (зерна) рассказывает о законах ведения сельского хозяйства, законах принятия пищи и благословений.
  2. Моэд (назначенное время) учит нас законам Шабата и праздников.
  3. Нашим (женщины). В этом разделе — свадьбы, разводы, семейные отношения, знакомства.
  4. Незиким (уроны). Эта часть Мишны о правилах купли-продажи, подачи исков, прошений и криминальных законах.
  5. Кодашим (святые вещи). Здесь вы найдете руководства по использованию, хранению и применению предметов, имеющих ритуальную ценность.
  6. Тоhорот (чистоты) повествуют о ритуальных очищениях перед службой в Храме.