Top.Mail.Ru

Закон для ума, а Мидраш для души

28.12.2001

?
№ 97
Изучение Талмуда — дело, конечно, интересное. Тот отрывок, который мы разбирали в прошлый раз, о праве человека выбирать между своей жизнью и жизнью других людей, довольно поучительный, но все же, а что если один человек действительно умнее, моложе, красивее, другого? Как оценить ценность человеческой жизни?

Кстати
Рабби Леви Ицхак из Бердичева (1739-1809), известный хасидский Ребе удивлялся: "Почему каждый трактат Талмуда начинается не с первой страницы, а со второй?" Он считал: это знак того, что как бы хорошо мы ни учились, мы никогда не сможем постичь всего.

Существует масса причин в оправдание отстаивания собственной жизни. Закон, о котором мы говорим, самое веское доказательство демократических принципов еврейской традиции. Все люди изначально созданы равными. Но на самом деле мы не закончили полностью анализ этого отрывка, и твой вопрос всплывает в доводах дискуссии, разгоревшейся на страницах Талмуда.

Мудрецы не просто учат один отрывок за раз. В их памяти, как в библиотечном каталоге, хранятся цитаты и примеры из всех предыдущих томов Талмуда. И если они находят очевидные противоречия, то решают, обсуждают его. Кажется, Талмуд учит нас, что лучше быть убитым, чем убить самому, лучше и честнее в этой ситуации быть жертвой. Оно, это правило, противоречит изречению одного из мудрецов Талмуда, который сказал: "Я бы предпочел стать молотком, чем гвоздем. Если бы мне довелось выбирать". Однако нашему утверждению, что гвоздем быть лучше, противоречит еще одно правило:

Положим, двое идут по пустыне и воды у них ровно столько, что одному бы хватило, а на двоих — мало. Если они выпьют оба, никто не напьется, а идти еще далеко. Ну, как следует поступать? Сын Птуры говорил: "Лучше пить обоим и умереть рядом, чем одному перешагнуть через труп другого". Это было правилом до того, как появился раби Акива и сказал: "Забота о собственной жизни первичнее заботы о другом человеке", т.е. друзья и попутчики могут надеяться на помощь только после того, как ты убедился в сохранности своей жизни. Это правило говорит о том, что самосохранение — прежде всего. Тогда почему нельзя убить другого во имя сохранения собственной жизни? Нет ли здесь противоречий?

Вы можете прокомментировать это сами. Именно самостоятельная работа делает изучение Талмуда таким интересным и увлекательным.

Догадайтесь, в чем разгадка? Между двумя предложенными случаями есть огромная разница. В истории с пустыней ты — "пассивный залог": пьешь собственную воду, наблюдаешь за смертью товарища. Конечно, все это трагично, но не ты "виновник торжества", ты к ней непричастен. Ты пил воду потому, что иначе совершил бы медленное самоубийство. Однако во второй истории у тебя есть выбор: кем быть? Убийцей или жертвой. Здесь вывод приблизительно такой: лучше быть невиновным гвоздиком, чем молоточком-гвоздобоем.

Эти Талмудические вопросы стали особенно актуальны во времена Холокоста. Многие бывшие заключенные спрашивали потом у раввинов: "Что говорит иудаизм по поводу тех преступлений, на которые их вынуждали фашисты? Например, работать в субботу или умереть? Участвовать в наказании или быть наказанным? Застрелить товарища по приказу или быть застреленным по такому же приказу?" Раввины вспоминали подходящие тексты и со слезами на глазах давали просто "нужные" ответы. Достойны уважения те, кто после всего пережитого хотел знать, чего от него требовал еврейский закон в тех условиях.

?
№ 98
- Слушай, давай маленький тайм-аут возьмем! У меня уже болит все от такого количества мудрости. Может быть, есть у вас в "закромах" что-нибудь интересное без этих мозговых штурмов?

Кстати
Русский алфавит начинается теми же буквами, что и еврейский. Еврейский начинается с буквы алеф, которая также является цифрой один, так как стоит на первом месте. Вторая буква — бет означает два. Каждой букве еврейского алфавита приписывается числовое значение — гиматрия. Эта идея еврейской мистики, благодаря которой можно найти более глубокий смысл в простых текстах.

Талмуд — это в большинстве своем законы. А вот Мидраш — истории, записанные примерно в то же время, что и Талмуд, и рассказывающие нам о быте и поступках тех же людей. Однако больше, чем заповеди, Мидраш уделяет внимание теологии. Значение текстов Танаха здесь противопоставляется их практическим применениям. Талмуд заставляет тебя сконцентрировать все свое внимание на тексте, а Мидраш расслабляет, развлекает, вдохновляет и говорит с твоей душой. Хотите совет? Начните свое знакомство с еврейской традицией с Мидраша! Вы найдете там примерно такие вещи:

— Хотя Тора повествует, что сотворение света произошло в первый день, в ней также утверждается, что Солнце, Луна и звезды не были созданы до четверного дня. Эти факты, которые кажутся противоречивыми, можно пояснить. Свет, созданный в первый день, это не тот свет, который знаком нам. Вс-вышний сказал: "Нечестивые люди будущего, то есть поколения Потопа и Рассеяния, будут недостойны ослепительного света, созданного в первый день". Он припрятал его для праведников в Будущем Мире. — Фразу "Давайте сотворим человека" Всевышний употребил, чтобы преподать людям урок. Иногда важные персоны считают излишним советоваться с нижестоящими. Поэтому пусть они обдумают этот стих и увидят, что даже Создатель, давший жизнь нижним и верхним мирам, совещался с ангелами, прежде чем сотворить человека. — Чем занимался Адам, пока был в Ган Эдене (раю)? Когда Вс-вышний поместил его в этот сад, Он наказал ему: "Возделывай и храни его". Мы могли бы подумать, что от Адама требовалось орошать сад, но это было не так, ибо сказано, что из Эдена выходила река, дававшая растениям воду. Вс-вышний заповедал ему заниматься Торой и охранять Его мицвот, заповеди. — Каин и Эвель женились на сестрах-близнецах, но Каин возжелал одну из сестер Эвеля. При этом он заявил: "Она должна быть моей, ибо я первенец". На что Эвель возразил: "Нет, она принадлежит мне, потому что родилась вместе со мной". У братьев были слишком разные характеры.

Кстати
Если бы Каин и Эвель были единственными детьми Адама и Хавы, где бы они нашли спутниц жизни? Мидраш объясняет, что у каждого из них была сестра-близнец, а у одного из братьев — даже две таких сестры. Для кого же из них была "лишняя" женщина? Именно из-за этого, возможно, и был спор.

Анализируя первое в истории человечества убийство, мудрецы пользовались "методом психоанализа", пытаясь понять, что же руководило людьми. Может быть, секс, несублимированная половая энергия, как говаривал старина Фрейд? Или страсть, безответная любовь к деньгам и стремление иметь побольше недвижимости и другой частной собственности (ответил бы К. Маркс, положа руку на свой "Капитал"). Или, может быть, религиозное рвение? Мидраш предлагает рассмотреть все варианты и предоставляет нам все возможные объяснения, к которым философы и культурологи придут многими столетиями позже. Удивительными комментариями снабжены все стихи Танаха. Их глубина, мудрость и остроумие поражают до дрожи. Иногда в них аллегории и гиперболы, иногда повествование идет о традициях, веками передаваемых из поколения в поклонение, но самих текстов уже нет в книгах.

Смысл иудаизма не понять, читая только Талмуд. Необходим синтез чтения по формуле: "Талмуд + Мидраш" может полностью охватить все богатство и прелесть еврейской самобытности и веры, законов и истории…

?
№ 99
Давай просто зафиксируем то, о чем мы так интересно говорили по поводу УСТНОГО ЗАКОНА и "ПРОДОЛЖЕНИЯ ТОРЫ", которое на самом деле не продолжение, а ее живая и равноправная часть.

— Мишна, отредактированная Рабби Иеhудой hа-Наси, — это еврейский Устный Закон, записанный из страха, что в изгнании учения могут забыться.

— Шесть основных частей Мишны говорят обо всех жизненных аспектах.

— Поучения Отцов, одна из частей Мишны, — это исключительно красивое собрание мудрых афоризмов и путеводитель по достойной жизни.

— Талмуд добавляет к Мишне 300 лет споров-дискуссий мудрецов, известных как Гемора, которые еще раз переосмысливают еврейский закон и сопоставляют его с конкретными ситуациями той эпохи.

— Мидраш — собрание историй, предназначенное не только для работы ума, но и для поднятия духа. Кстати, будем мы с тобой дух поднимать и дальше, в нужном направлении, к еврейству ближе!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
{* *}