Top.Mail.Ru

Накрытый стол на миллион персон

08.03.2002

?
№ 113
Слушай, а вот скажи мне такую вещь: я что-то часто от тебя слышу (и не только от тебя, кстати), что, мол, «ЗАКОН ГОВОРИТ», «ЗАКОН ТРЕБУЕТ», «В ЗАКОНЕ СКАЗАНО» — Закон, естественно, еврейский, hалаха. А что, он как-то схож с кодексами наших современных стран – КЗОТом, например: hалахические законы о труде, например, существуют в виде кодекса? Или их искать надо? И ведь в этом месте разговора все время выясняется, что там буквально до самой последней мелочи прописано, как надо поступать, предусмотрена просто куча вариантов на каждый случай и каждую ситуацию обыденной жизни: как ее решить и где выход с точки зрения Закона. Я уважаю все это дело страшно, но ведь мы же разобрались вроде бы, что законы на каждый случай хранятся в 63 трактатах Талмуда – и это что же, выходит, что люди, которые все это говорят, разбираются так дотошно во всех 63 томах – и если они могут (ты же мне сам и рассказывал, я аж присвистнул от удивления! – когда въехал в этот поворот событий…)– прочесть и грамотно разобраться в тексте со скоростью примерно 1 страница в день, это значит, что за семь лет читается весь Талмуд без выходных и отпусков!!! С ума же сойти! И что, они все это помнят наизусть? Как же работает такой закон, если знающих людей – получается – единицы и каждый из них буквально достоин памятника как подвижник и ходячая энциклопедия? Как это все возможно, ты мне скажи, если, чтобы узнать, как быть, надо семь лет копаться в первоисточниках!

Кстати
Рабби Иосеф Каро, будучи евреем «сефардского», то есть испанского, происхождения, написал свод законов «Накрытый стол» для тех общин, предки которых вышли из Испании и Португалии. Евреи «ашкеназского» происхождения также хотели, чтобы их обычаи и традиции, отличные от сефардских, были увековечены в «Шулхан Арухе». Рабби Мойше Иссерлис (1525-1572), будучи человеком с прекрасным чувством юмора, написал дополнение к уже существующему «столу», которое назвал «Мапа», т.е. скатерть.

Скажу. На самом деле не надо никаких памятников, это нормальная еврейская работа – учить Тору, Талмуд и Законы, она и вправду необходима, чтобы не в веках прославиться, а чтобы ЖИТЬ В КОНТАКТЕ С ТВОРЦОМ – и тут не надо лишнего пафоса… Но ты прав, есть варианты в нашей традиции, которые и без семилетнего предварительного изучения позволяют знающему человеку легко найти ответ в Законе на все твои возможные вопросы.

Так же просто, как кошерные продукты из холодильника в руках обычной еврейской мамы (никогда не видел, как это дома делается?) превращаются в обычный, но вкусный и чудесный обед. Это проще простого, это раз и готово, когда мама готовит обед – не так ли? Вот тебе и еще один ответ про столь любимые тобой КОДЕКСЫ – он называется «Накрытый стол». Итак, Маймонид начал свою работу по кодификации еврейских законов.

В XVI веке Рабби Иосеф Каро (1488-1575) написал книгу, ставшую впоследствии известной и вдумчивой программой по изучению иудаизма, в которой автор объединил все изложенное Маймонидом с теми правилами и принципами, которые были высказаны (устно или письменно) другими великими раввинами до него. И по сей день труд рабби Иосефа Каро остается востребованным читателями, как практикующими иудаизм, так и просто любопытными и любознательными искателями мудрости и глубины в эпохе Возрождения.

Энциклопедические знания плюс огромная эрудиция автора в области иудаизма произвели на свет шедевр, называющийся «Шулхан арух». Что может находиться в книге с таким названием (которое в переводе на русский звучит как «Накрытый стол»)? Цель автора — представить интересующий его предмет (иудаизм) изложенным доступно, интересно, в наиболее простой для читателя форме. Об успехе предприятия Раби Иосефа свидетельствует то, что книга до сих пор читаема, т.е. востребована, признана всем еврейским миром. Чтобы наглядно продемонстрировать вам многообразие и глубину информации, заложенной в «Шулхан Арухе», я не могу придумать ничего лучше цитаты. В качестве «пересказа» я предложу вашему вниманию первую строчку книги «Будь дерзок как тигр, и легок как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». До того как нашу повседневную жизнь упростило появление будильников, именно еврейский закон заставлял евреев прислушиваться к внутреннему голосу, регулирующему наши пробуждения – утром и засыпания – ночью. Т.е. только тот самый «щелчок» в человеческом подсознании и понимание того, что наступил новый день, приказывало еврею тотчас же выпрыгивать из теплой кровати, чтобы начинать исполнять Б-жественные заповеди. Что делать, как стоять во время молитвы, как зарабатывать деньги и какую выбрать профессию, как решать споры и как ссужать или брать в долг, как отмечать праздники, как и когда делать «второй половине» подарки – содержание «Шулхан Аруха» можно перечислять бесконечно.

Неевреям трудно понять еврейскую тоску по закону. В светском мире сводом законов занимаются юристы. В еврейском мире все по-другому. Законы регулируют не частные случаи взаимодействия людей друг с другом, а каждую минуту повседневной жизни (не говоря уже о вещах более глобальных, как, например, праздники или долги). Пункты и подпункты еврейского Закона (на 100 % прав, что обратил на это внимание) содержат информацию о любой «мелочи», таковой не считая ни один из аспектов человеческого существования (например, позу для сна тоже настоятельно рекомендует Закон и, в частности, «Шулхан Арух»). Из этого автоматически следует, что даже маленькие дети, еще не выбравшие, кем им стать, — раввинами или юристами, должны постоянно соприкасаться с тем самым «накрытым столом», чтобы брать из него строки и абзацы, которые подкрепляют или которые только в будущей взрослой жизни укрепят духовные искания.

?
№ 114
Ну, слава Б-гу, ты меня успокоил насчет кодекса – и хорошо, что нет отдельно КЗОТА, а отдельно УПК, что все в одном. Но – погоди радоваться, что все вопросы отпали. Тогда еще один вопрос: ведь там же всегда есть варианты! В чем и проблема – есть варианты, есть, как ты сам говорил, мнения, разночтения и так далее.… И что мне, бедному еврею, выбрать, если я разобраться хочу? Ведь там, где ясно и все открытым текстом (делай то-то, не делай того-то – и все!) проще, это не требует долгого размышления, пошел и сделал. Если смог. А тут думать надо – и не ясно, в какую сторону вертеть этот СТОЛ накрытый…. В какую?

На заметку эрудиту
«Закон – это не средство достижения цели, а цель сама по себе; закон – действующая активная религиозность, а именно в действии лежит то, что мы называем специфически еврейским»
- Льюис Гинзберг (1873-1953), американский знаток Талмуда, профессор.

— Трудно оспорить равенство всех людей перед законом так же, как и равенство всех законов для исполняющих их. Перечень общих правил и обязанностей, как говорится, прилагается и подходит для большинства случаев. Кроме того, каждой эпохе соответствуют определенные жизненные условия, а каждой человеческой личности – свои обстоятельства и свои характеры. С каждым новым поколением история изменяется, пополняется научными достижениями, открытиями и течениями в искусстве, новшествами в медицине, технике и других отраслях производства. Все вышеперечисленное рождает не море, а океан этических, научных, религиозных и других вопросов и создает неведомые доселе для религии проблемы, которые раньше даже в самом пророческом сне не приснились бы опытнейшему из пророков.

Чтобы охватить максимальное число вопросов, описать самые проблемные ситуации и самые неожиданные обстоятельства, была написана, прочитана и осмыслена масса (тонны и тонны) специальной литературы. В том числе в течение многих веков создавался такой труд, как «responsa» (ед. ч. «responsum») – это ответы ведущих мудрецов каждого поколения на те вопросы, которые им задавались дотошными любознательными евреями, каждом поколении стремящимся к знанию Закона (т.е. к тому, чтобы поступать так, как требовал Всевышний в определенной ситуации).

— Любой эпистолярный труд не зависимо от содержания и краткости письма, — далеко не современное изобретение нашего поколения. Горы писем, дошедшие от еврейских «философов» (любознательных адресантов), говорят о том, что люди нуждаются в мудрых советах. Никто не спорит, Эбби – мудрая женщина, от которой в любой момент дня и ночи можно получить житейский совет, основанный, правда, на ее собственном суждении и оценке. Раввины — не меньшие умники в разрешении наших проблем, и от них можно получить не менее дельную поддержку. Огромный плюс в «спрашивании» у раввинов заключается в том, что суждения их объективнее, т.к. опираются на знание Торы и Талмуда, а уж потом на собственный здравый смысл.

{* *}