Top.Mail.Ru

Время нашей жизни

19.04.2002

?
№ 119
— В наших последних беседах мы углубились в сферу еврейского закона, в историю его возникновения и морального смысла. Но хотелось бы уже поменять тему и поговорить о чем-нибудь, что могло бы представлять интерес даже для дилетантов в еврейской традиции, даже для тех, кто уже махнул на себя рукой. Ну, например, интересно было бы затронуть тему еврейских праздников. Ведь если взять в руки еврейский календарь и полистать его, то на первый взгляд не представляется возможным найти хотя бы парочку будних дней среди ярких квадратов с названиями праздников. Зачем нам, евреям, нужно столько всевозможных праздников?

— Надо сказать, заданный вопрос сродни мнению английского писателя О. Уайльда, который писал, что большинство современных календарей не облегчают, а, напротив, усложняют человеческие будни, поскольку лишают нашу жизнь приятной простоты, постоянно напоминая, что каждый день непременно попадает на годовщину какого-нибудь знаменательного события. Причем для составителей календарей не имеет значения степень важности предлагаемого «события».

Это высказывание с таким же успехом могло принадлежать и не О. Уайльду, а любому другому светскому мыслителю, если только он никогда не сталкивался с иудаизмом. Религиозные евреи живут по другим установкам.

Еврейский календарь наполнен драматическими датами, которые сами по себе, без комментариев и посреднических преподнесений, оживают, иллюстрируя наши воспоминания (или если не напрямую наши воспоминания, то факты, не подвергающиеся сомнениям, известные всем и каждому). Памятные даты способны и вдохновлять, и воодушевлять, и руководить нашими поступками и их мотивами.

Поэтому я приветствую ваше желание поговорить о важнейших днях еврейского года. Для этого нам придется затронуть как самые лучшие (благополучные и богатые) времена, так и самые худшие (крайняя степень уровня человеческой жизни, на сей раз со знаком минус). Может быть, тогда вы по-настоящему поймете, почему праздники столь важны для евреев и отчего в дни определенного праздника нужно иметь соответствующее ему настроение и поведение. Настройтесь не столько на то, что это будет беседа не только о красных датах для занятий любимым делом, но и на то, чтобы осознать одну глобальную истину, рано или поздно приходящую к каждому: «время – это наша жизнь».

?
№ 120
Опять мы начинаем «съезжать» в философию. Наша жизнь, конечно, связана со временем, но время — это вполне объективное понятие, которое от нас к тому же никак не зависит. Ведь что бы ни делали, время идет. Разве не так?

Не совсем. Величайший физик XX в., один из самых крупных ученых, описал любопытное наблюдение, касающееся времени (вернее, относительности во времени). Пребывая несколько часов в обществе очаровательной женщины, вы не можете точно сказать, как долго длится свидание, и вам кажется, что прошло всего несколько минут. И, напротив, сидя на раскаленной сковородке несколько минут, вы в ответ на фразу: «Сколько времени ты так греешься?» Ответите: «Вечность!» Это и есть относительность. Конечно, на самом деле теория относительности намного сложнее и серьезнее, чем это полушуточное ее трактование. Тем не менее в приведенном сравнении А. Эйнштейн показал, что время можно измерять по-разному. Кто способен одновременно и мчаться, как горная река, и тащиться, как улитка с завитком собственного дома на спине? Конечно, время. Что может быть одновременно и драгоценностью, и непосильной ношей, и воздушным шариком? Время. Одни проживают и ценят каждую секунду, другие не находят ничего лучше, чем «тянуть резину», не зная, чем бы «убить время».

Есть еще и другое определение интересующего нас понятия. Согласно американской поговорке, время – деньги. Иудаизм подобное сравнение явно не устраивает. Время бесценно, такой категорией, как «богатство», невозможно оплатить даже мгновение. Нельзя создавать время (задерживать, замедлять его темп, занимать, брать в долг, ссужать, возвращать потерянное и т.д.). Убивая время, мы убиваем себя. Настоящая трагедия человеческой жизни такова, что, осознав, поняв и приняв простую данность: «время – самое ценное богатство», мы замечаем седину в волосах, морщины на лице. Книга псалмов Тегилим учит нас просить Вс-вышнего: «Так научи нас умножать дни наши, чтобы мы могли постичь глубину мудрости Твоей». Мы считаем дни, которые «засчитываются» нам на небе. Календарь, как говорил известный еврейский мыслитель XIX в. рабби Шимшон Рафаэль Гирш, – это своеобразный «катехизис» евреев. Какова цель иудаизма? Раввины и мудрецы Талмуда отвечают: освятить время, наполнить каждый момент человеческой жизни святостью.

?
№ 121
Как известно, наше время измеряется конкретными общеизвестными единицами: секундами (часами, днями, месяцами, годами, столетиями). Мы живем по календарю, который изменяется согласно определенному циклу, в каждый определенный день этого цикла меняя последнюю цифру. С чего же, с какой даты начался столь привычный для нас отсчет? Что из себя представляет та точка, та песчинка «начала», с которой мир развивался во времени?

Многое можно узнать, представляя себе это начало начал. Тот календарь, который мы используем в качестве временного ориентира в России, напоминает нам, заглядывающим в него, что на дворе 2002 год (следовательно, позади – 2000, а впереди 2003). У евреев же (по поводу прошлого российского года) налицо проблема, связанная далеко не с компьютерным обеспечением и налоговыми кризисами, а с тем, с какого момента год считать наступившим. Сама по себе цифра 2002 говорит о том, что столько лет прошло со дня рождения небезызвестного Иисуса. По христианской версии, появления этого человека вполне достаточно, чтобы начать отсчет нового времени. Все даты и события, случившиеся «до», отошли по ту сторону точки-нуля, известной нам как «начало новой эры», а все, что произошло после его рождения, автоматически производится в случившееся в «нашу эру» (т.е. в то время, когда христианский бог уже был с нами). Надеюсь, вы как думающие читатели в курсе еврейской традиционной концепции положения ценностей в мире и понимаете, что вышеизложенные обоснования календарной системы для евреев неприемлемы. Само прозвище «Христос» не имело никакого отношения к семье Иисуса из Галилеи, а произошло от слова «христус», т.е. помазанный; оно является синонимом слова Мошиах (или мессия). Таким образом, согласно еврейской традиции и принципам еврейского мировоззрения, Иисус мессией не является, и обращающиеся к нему по «имени и прозвищу» вступают в противоречие с иудаизмом. Наша древняя вера в единого Б-га напоминает, что настоящий Мошиах еще не пришел (или, говоря оптимистичнее, «он в пути»). Словосочетание «наша (новая) эра» является оскорблением иудаизму, так как напоминает о лжемессии. Что может быть хуже, чем идти на поводу у христианского мира и придавать личности обычного человека Б-жественный статус?

Находясь в постоянных контактах с христианским и светским нерелигиозным миром, где принято считать года от «новой эры», евреям ничего другого не остается, как, подписывая чеки, ставить после подписи ту дату, которая принята у «соседей». Но подпись подписью, а чего ни один религиозный еврей никогда не сделает, так это того, чтобы после подобной даты поставить сокращение типа «н.э.» (или до н.э.). Но при этом евреи не опаздывают на встречи на тысячи лет (разве что на пару часов, по хорошей еврейской традиции). Также евреям несвойственно и богохульство, да и вообще никаких ругательных выражений и никакой брани ни в чей адрес вы от религиозного еврея не услышите.

Христианский календарь начинается с первой торжественной даты – собственно, с рождения христианства. Еврейский календарь открывается куда более общественно значимым событием – рождением первого человека, а значит, и всего человечества. Таким образом, сейчас у евреев (с того самого момента) по календарю восьмой век шестого тысячелетия (судите сами, 2002 год совпадает с 5761 по еврейскому «стилю»). Заметьте, что началом нашего календаря считается не обособление евреев как отдельной нации и не дата рождения еврейского величайшего лидера всех времен и народов Моше Рабейну и даже не появление на свет нашего праотца Авраама, считающегося первым в мире евреем, благодаря которому люди открыли Вс-вышнего. По еврейскому компетентнейшему взгляду на мир важнее всех вышеперечисленных событий – момент создания первого человека, Адама, творения «образом и подобием» похожего на Творца. Время свято не только благодаря евреям, но еще и потому, что принадлежит всему человечеству. Достоинство (не единственное, но первое) еврейского календаря в том, что своей «исходной точкой» он проявляет уважение к другим народам.

{* *}