Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.10.2002
|
«Каждый седьмой день мы имеем дело с так называемым «обыкновенным чудом» — возрождением души в человеке и во всем, что окружает его в реальном мире», – Авраам Иеhошуа hешель. | ||
В каждом месяце есть один особенный день. Иногда он попадает на «веселье и радость», иногда эти праздники проходят грустно, торжественно. Время, а точнее говоря, история наших скитаний и спасений, заставляет нас то проводить маленькие, но важные «голодовки», поститься, то устраивать роскошные трапезы, то вспоминать или увековечивать определенные события, то – как на Пурим — шуметь и кричать, чтобы подчеркнуть отношение к злодею, задумавшему истребить еврейский народ; то смеяться, то плакать. Так или иначе, но годовщины особо памятных дат нельзя игнорировать, они слишком важны для еврейской истории и нашего с тобой – если хочешь так это назвать – самоопределения, да просто для нашего ощущения, что мы евреи, а не неизвестно кто. Вот только почему эти самые события пришлись на определенные даты – это тема для размышлений, версий и комментариев! Остается только связать в наших головах все эти месяцы с праздниками, их наполняющими. Вот и давай разбираться в том, какие основные праздники отмечаются в те или иные месяцы года, и в том, что самое важное и интересное происходит в эти праздники. Интересно? Тогда еще одна таблица, но это уже почище любой самой чистой «бухгалтерии», это жизнь в те моменты, когда она и действительно БЬЕТ КЛЮЧОМ. И никого, заметь, не задевает по голове, поскольку это еврейская жизнь, а у нас принято с головой обращаться аккуратно. Так вот, смотри.
Еврейские месяцы | Праздники |
Тишрей | Рош Ашана (Новый Год); Йом Кипур (День Искупления); Суккот (Шалаши) – праздник Кущей |
Хешван | Бедный одинокий месяц! Месяц, на который не выпадает ни одного праздника. Это единственные 29 дней года без «красных» дат. Наверное, поэтому Хешвану присвоено прозвище «мар Хешван», т.е. горький Хешван. Хотя, кто знает, может быть, обилие торжеств (следовательно, и трапез, и вкусных кушаний) предшествующего ему месяца просто обязывает некоторое время отдыхать? Своеобразные разгрузочные дни, передышка для восстановления сил. |
Кислев | Ханука |
Тевет | Пост 10-го Тевета |
Шват | Ту Би'Шват (15-го Швата) |
Адар | Пост Эстер; Пурим |
Нисан | Песах — Праздник исхода из египетского рабства. Его тоже называют «Новым годом Еврейства». А также Йом а-Шоа (День Катастрофы, или Холокоста) |
Ияр | Йом а-Ацмаут (День независимости Израиля); Йом Иерушалаим (День Иерусалима) |
Сиван | Шавуот |
Тамуз | Пост 17-го Тамуза |
Ав | Тиша Би'Ав (9-го Ава) |
Элул | Весь месяц Элул евреи читают специальные молитвы, предваряющие наступление нового праздника, самого «нового» из всех – Нового года. |
Хотя День Катастрофы европейского еврейства (в память о шести миллионах тех из нас, кто стали жертвами неудачной попытки «окончательного решения еврейского вопроса» во Вторую мировую войну и погибли от рук фашистской банды в Германии и по всей Европе), как и День Иерусалима, и День Независимости государства Израиль, – это даты-праздники совсем «молодые» по сравнению с Песахом, Новым годом или Суккотом, это уже ХХ век, можно сказать, «свежак», но они тоже отмечаются по нашему календарю, а не по какому-нибудь другому. Я думаю, ты не будешь против…
|
– Только не вздумай их зубрить наизусть! Сами запомнятся очень легко и элементарно, только дай срок самому себе…
|
«Среди множества основных, главных праздников у евреев первым я бы назвал обычный человеческий день. Да, да, не удивляйтесь двадцать четыре часа, прожитых в гармонии с самим собой и окружающим миром, сами по себе являются праздником, который «всегда с нами», – так считал Филон Александрийский (20 г. до н.э. – 40 г. н.э.), античный философ и мыслитель | ||
Подведем итоги всего написанного. Два Новых года нужны потому, что есть две основные даты, два момента, достойных частого празднования: еврейский мир и общечеловеческий, окружающий, сосуществуют в реальной жизни параллельно, так же, как и календари, дополняя друг друга. Вот тебе и вся «бухгалтерия»…
|
«Если бы весь еврейский народ провел хотя бы два Шаббата в своей жизни так, как этого требует иудаизм, то Мошиах бы уже давно пришел», – так сказано в Талмуде. И не зря! | ||
Но кроме этого существует еще один столп еврейской жизни, который особой строкой входит не только в нашу с тобой, календарную, но и в любую – слышишь меня? В ЛЮБУЮ, даже самую сложную, пусть и с миллионными суммами – бухгалтерию, какая только ведется или может вестись в еврейском мире: незыблемый и неизменно долгожданный Шаббат. Всю неделю, шесть дней мы сконцентрированы на физическом труде, зарабатывании денег и устройстве быта. Мы подчинены и зависимы от требований и капризов нашего тела. Но, по крайней мере, раз в неделю, каждый седьмой день мы должны подзаряжаться от «батарейки», наполняющей духовными ценностями, поддерживающими и воспитывающими нас, заботиться о своей душе. Эту мысль прекрасно оформил Авраам Иеhошуа hешель, величайший теолог XX в.: «Храм был святыней в пространстве, Шаббат – святыней во времени». Был и остается, раз каждую неделю мы с ней соприкасаемся и получаем свою дозу святости и удовольствия оттого, что соприкоснулись! Шесть дней мы живем на уровне «как» (быстро, медленно, скупо, щедро, тяжело, легко, богато, безденежно и т.д.), но каждый седьмой день мы обращаемся к другому вопросу — «зачем».