Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
08.11.2002
|
«Шаббат и праздники — это залог процветания и благополучия еврейского народа», — Иеhуда hа-Леви (1085-1140), еврейский мудрец, поэт и философ | ||
- Ладно, успокойся. Скажи мне пока вот что — ты пока называешь по имени только один день из семи дней недели. А что же остальные шесть — такая чепуха, что и упоминания толком не стоят? Почему у всех семи-то дней нет названий, как у 12 месяцев?
— Ты старую советскую картину с музыкой Исаака Дунаевского «Волга-Волга» видел? Так там тоже в титрах написано — «первый день шестидневки», «второй день шестидневки», и все. Бывает же по-разному, не все так однозначно, в этом ты и сам тысячу раз имел случай убедиться.
Шаббат — это не просто выходной день, это венец недели. Наверное, поэтому остальные дни остаются просто безымянными буднями. Им не принято присваивать названия. Еврейские будни не называют григорианскими терминами: воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг и т.д. Т.к. все названия либо имеют языческие корни (знаешь, что и в англосаксонских, и в германских, и в романских языках народов, населяющих теперешнюю благополучную и просвещенную Европу, это до сих пор дни планет, которым их дикие и не очень культурные предки поклонялись: понедельник у них, как правило, день Луны, воскресенье — Солнца, суббота — вообще почему-то у некоторых день Сатурна, в общем — седая языческая старина, не наш жанр абсолютно…), либо связанные и ассоциирующиеся с другими, не более «продвинутыми» религиями. Для евреев воскресенье — это просто первый день приближения к Шаббату, понедельник — второй, пятница — шестой. Важность каждого дня определяется его близостью к Шаббату. Согласитесь, при подобном взгляде неделя приобретает совершенно другой духовный уровень и иной смысл. Каждый будний день — очередная ступень к Шаббату. Шаббат — цель всех еврейских устремлений, подчеркивающий наше предназначение в мире. Дни недели — обычные средства для достижения подобной цели. Вот еврейская концепция отдыха: мы не отдыхаем для того, чтобы собираться с силами и наутро уже бежать «к станку» и продуктивно работать. Мы отдыхаем, вернее, мы работаем, чтобы у нас был один день — день души. И в этот день мы наполняемся энергией, чтобы в будни «поделиться» этой душой и с самим собой, и со всем окружающим миром.
|
«Шаббат — это день полной гармонии человека с окружающим миром. Работа, любая человеческая деятельность — это вмешательство в единение человека с природой. Никак не участвуя в процессе социокультурных изменений, человек освобождается от оков времени», — Эрих Фромм (1900-1980), американский психолог | ||
— Слушай, у тебя получается, что ты сам себе противоречишь: то вся неделя — одни пустяки, а Шаббат — это круто до невозможности, то наоборот — тебя послушаешь, так покажется, что Шаббат из всей недели выпадает: венец венцом, а ничего прямо-таки общего с остальными, нормальными днями не имеет! Так это выходной или что такое? День «оттяга» или день несения какой-то «миссии»? А кто сказал: «Отдохните»? Как это все совместить?
— Эээ, братишка, вот ты куда… Хорошо. Я себе, может, и противоречу. Хотя тоже сейчас разберемся, где это ты меня на противоречии подловил — и подловил ли… А вот первоисточник не противоречит, это знают все, кто его толком прочитал внимательно, уже веков тридцать с лишком.
В четвертой заповеди говорится: «Помни о дне субботнем, чтобы освятить его». Шаббат, конечно, день отдыха, но, боюсь, не в том смысле, который обычные люди вкладывают в это слово. Под словом «отдых» нужно понимать не пассивно-расслабленное состояние лености, а более глобальное, созерцательное состояние души. Сказано в нашем первоисточнике всей нужной для жизни информации, в Торе, что сотворение мира длилось семь дней (неделю), т.е. даже седьмой день, в который «ничего не было сотворено», считается также днем творения. Как же так?! А вот представьте себе художника на пленэре, когда он, накладывая краски на лист, зажатый мольбертом, отходит, делает шаг назад, чтобы издалека полюбоваться своим творением, оценить картину целиком, взвесить в уме, оправдывает ли работа его ожидания и т.д. Созерцание в этом случае — работа? Конечно же, раз она часть создания чего-либо. Наши жизни, подобно созданию шедевра, также требуют пересмотра некоторых их аспектов, оценки со стороны, созерцания. Тем, кто не думает над прожитым ежедневно, рано или поздно приходится обращаться за психологической помощью к посторонним людям, чтобы те профессионально подсказали, направили, поддержали в вопросах самоопределения: «Кто я?», «В чем цель моего пребывания на земле?» В этом случае человека попросят отдохнуть на кушетке у психолога (или психоаналитика), и отдых будет как раз таким, которого требует от евреев Шаббат. Шаббатний отдых — это просьба отстраниться на время от мира бизнеса и хлопот и посвятить себя заботам несколько другого характера, духовного, направленным на постижение смысла жизни.
Один римский император однажды спросил рабби Иеhошуа: «В чем секрет того чудесного блюда, которое я только что попробовал?» На что рабби Иеhошуа ответил: «Есть у нас одна приправа к каждому блюду, специя под названием Шаббат». После такого остроумного ответа, не понятого императором, последний попросил немного этой приправы для использования на кухне во дворце. Рабби Иеhошуа объяснил, что это средство действует эффективно только в определенный день и не передается материально. | ||
Приравнять значение Шаббата к значению обычного праздника — все равно что назвать какой-нибудь День Благодарения обычным «красным днем» или выходным и отмечать его пролеживанием дивана и отдыхом от трудовых будней, т.е. не «благодаря» никого. Великий американский психолог Эрих Фромм прекрасно понимал это: с еврейской точки зрения, прекрасным отдыхом является Шаббат. Это совсем не тот отдых в общепринятом обывательском смысле, как «неработа» или «несовершение» никаких усилий. В Шаббат человек полностью, до самой последней и крошечной клетки своего существа наполнен святостью. В Шаббат его нельзя называть «общественным животным», т.к. он уже не вписывается в это определение философа Платона.
Человек действительно в Шаббат перестает быть животным, т.е. тем, чья жизнь связана с постоянной борьбой за существование и обеспечением постоянных животных физиологических потребностей. В Шаббат человек — только человек, существо, у которого нет других забот кроме одной — быть человеческим подобием Всевышнего, достойным Его творением. То есть ТЫ — это не просто ТОТ ЖЕ ТЫ, ЧТО И В ЧЕТВЕРГ ИЛИ ВОСКРЕСЕНЬЕ, ЭТО В ШАББАТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ТЫ, ЧЕМ ВСЕГДА! В ТОМ-ТО И КАЙФ СУББОТНИЙ, НИ С ЧЕМ НЕ СРАВНИМЫЙ: НИЧЕГО НЕ ЛОМАТЬ, НЕ ИЗОБРАЖАТЬ И НЕ СТРОИТЬ ИЗ СЕБЯ, НЕ ИГРАТЬ НИКАКОЙ РОЛИ, А БЫТЬ СОБОЙ — НО СОБОЙ НАСТОЯЩИМ, СОБОЙ «ИДЕАЛЬНЫМ», ЕСЛИ ХОЧЕШЬ — ТАКИМ, КАКИМ ТЕБЯ СОЗДАЛИ! Или почти таким… J
|
Для того, чтобы Шаббат был осмысленно проведенным временем, прожитым в единении духовного и материального, еврейская традиция рекомендует следующее: устраивать вкусную трапезу три раза за субботу, петь жизнерадостные песни, будучи при этом в специальной праздничной одежде, несколько раз в день молиться и некоторое количество времени проводить в синагоге, учить Тору, не обсуждая и не касаясь в разговорах будничных дел, размышляя о прожитой жизни. | ||
- А как этого добиться? Слушай, я так хочу, как ты сказал: заботы мимо, хлеб насущный в сторону, а вот чтобы я — это я, который на самом деле я — В ПРИНЦИПЕ Я, ИДЕАЛЬНЫЙ Я — мне это очень нравится! Сделать-то это как? Тут кто-то про огонь говорил, что его нельзя зажигать и с ним ходить в субботу, а что он просто горит, и в этом тоже часть кайфа. А вот этот, который внутри? Зажги мой огонь!
— Загвоздка в том, что достижение этого состояния, т.е. успешное выполнение возложенной на нас задачи не самое простое дело в жизни. Превращенные работой, долгами, организацией быта в роботов, мы даже просто осознать, что в Шаббат к человеку «возвращается» его душа, порой не можем. Так вот, для тех, кому трудно и тяжело дается воссоединение тела и души, существуют определенные ритуалы. Дело в том, что ритуалы — правила и нормы чудесного единения со Вс-вышним, играют примерно ту же роль, что и спички для разжигания спасительного огня в сыром и темном лесу. Такие хрупкие, тонкие и маленькие они (спички), способны сжечь, уничтожить все окружающие нас помехи из внешнего мира.
Сам образ огня очень подходит к рассказу о Шаббате. И вообще, огонь — самая подходящая для подобной беседы метафора. Свеча у евреев — символ человеческой души. Свечи в Шаббат зажигаются именно для того, чтобы показать нам нашу вторую Б-жественную душу, а сам свет свечи обозначает Б-жественное одобрение и присутствие Его в нашей комнате и нашей жизни. И подобное освящение нашего дома, и участие в этом Вс-вышнего необходимо, т.к. именно в нем залог выживания еврейского народа.
Честь зажигать Шаббатние свечи принадлежит хозяйке дома. Именно женщине была дана заповедь зажигания свечей, ведь дом не просто место жительства, дом — это настоящий храм, в котором она служит первосвященником. Именно зажигание свечей обозначает, что хозяйка дома, женщина, жена и мать — источник тепла и света, уюта и покоя в семье.