Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
31.03.2003
Возможно, при слове “паломник” вы сразу же представляете себе мусульманина, совершающего хадж в Мекку и Медину. А может, христианина, бредущего в Фатиму и Сантьяго-де-Компостела. И уж наверняка в ваших фантазиях нет места евреям. А ведь всего 2000 лет назад еврейские паломники были совершенно обычным явлением.
Речь идет о трех праздниках, заповеданных Торой, трех “китах” иудаизма, образующих “союз”, называемый “Шалош Регалим” (“Три периода”, или “Три Ноги”). Они напоминают нам о трех очень важных моментах в истории еврейского народа, а также о том, как много они значат для нас теперь.
Во времена существования Храма эти праздники назывались “Праздниками Странствия”. Независимо от того места, где находились евреи, в дни этих трех торжеств им необходимо было совершить паломничество в Иерусалим, к Храму. Сейчас, когда Храм уже два тысячелетия как разрушен, евреи вынуждены отмечать эти праздники в тех городах, в которых, волею Всевышнего, проживают в данный момент, стараясь выполнять все ритуалы и традиции.
Эти так называемые “три ноги” шагают по году от весны до осени. Они известны нам как Песах, Шавуот и Суккот. Шаг за шагом, в три этапа они снова и снова оживляют перед нашими глазами “картину” исхода евреев из Египта и возвращения их в Землю Обетованную.
|
Начнем по порядку. Как известно, стол на трех ногах гораздо устойчивее двух-, четырех-, пятиногого стола. Естественно, при условии соблюдения правил эксплуатации. Так и с иудаизмом. Наши “три ноги”, при условии их правильной эксплуатации, обеспечивают надежную опору. И, главное здесь, не допустить никаких перекосов.
А насчет Песаха… В 1968 году на церемонии вручения “Оскара” Боб Хоуп сорвал шквал аплодисментов своим остроумным приветствием: “Добро пожаловать на церемонию. В моем доме, — продолжал актер, — процедура встречи гостей начинается с фразы: “проходите, проходите… мимо!”. Так вот, слово “Песах” тоже переводится как “прохождение мимо”. Кстати, “Хоуп” переводится как “надежда”, а у евреев “надежда” всегда связана со спасением, с победой жизни над смертью, так что в ту первую пасхальную ночь долгожданная свобода оказалась для нас гораздо более значимой, чем вручение призов американской киноакадемии.
Египтяне верили в астрологию и поклонялись зодиакальным знакам. Первый знак — это овен, то есть баран. Месяц овна совпадает с нисаном, месяцем, когда случился Исход, и евреям было приказано зарезать именно барана, священное для египтян животное. Простое ли это совпадение, или Всевышний таким способом учил еврейский народ, что вера в предопределение всего неверна и что звезды не могут определять судьбу человека, а зодиакальные знаки — предсказывать будущее? Песах, или Праздник Освобождения, предназначенный для того, чтобы сделать людей действительно свободными, должен был избавить нас от ошибочного убеждения в фатальности событий и отсутствии свободы воли. | ||
Изначально наши предки были “приглашены” в Египет и, на первых порах, очень тепло там приняты . Подобная доброжелательность, кстати, часто была прелюдией к тому, что происходило с еврейским народом во многих странах в течение тысячелетий: дружба обращалась ненавистью, а свободные люди вдруг становились рабами.
Вот мы с вами сейчас так живо обсуждаем Песах, а ведь сколько лет прошло с тех пор? Помните? Исход из Египта случился более трех тысяч трехсот лет тому назад, но для нас воспоминание об этом так живо, как будто все случилось вчера. Да, в принципе, так оно и было. Увы, но в каждом поколении есть и свой Исход, и свой Египет. В XX веке Европа была территорией “еврейских заблуждений”, а Холокост — следствием духовного рабства и ненависти к Б-гоизбранному народу. Между прочим, само понятие “Б-гоизбранный” наши ненавистники толкуют неправильно, но об этом стоит поговорить во время другого праздника — Шавуота. А Египет, управляемый фараоном, стал местом первого в мировой истории научного обоснованного геноцида еврейского народа.
И вот тогда появляется Моше-рабейну. Не просто выдающийся еврей, а выдающийся еврей со знаком качества! И именно ему было поручено ведение переговоров с фараоном от лица Всевышнего. А поскольку слова “Отпусти народ мой” не встретили понимания со стороны правительства, Тот, кто хранит и спасает Свой народ, ответил на отказ фараона чередой страшных несчастий-казней, обрушившихся на египетскую землю. Последняя казнь была самой ужасной: все первенцы в египетских семьях, человеческих и животных, умерли в ночь на 15-ое Нисана. Евреи же помазали двери своих домов кровью священного для египтян барана, чтобы ангел Всевышнего мог миновать (пройти мимо) домов своих людей.
И тогда египтяне не просто позволили евреям уйти, а умолили их сделать это. Они их практически выгнали, причем так поспешно, что евреи даже не успели дождаться, пока тесто заквасится. Спешку, с которой еврейский народ освобождался от рабства, символизируют плоские лепешки мацы. Теперь же это стало традицией — есть в Песах мацу.
|
Пасха — это искаженное слово “Песах”, так что в принципе можно говорить и Пасха, но тогда пропадает весь смысл слова. Говорить, что слово “Пасха” напоминает нам о том, как ангел смерти миновал наши дома в Египте, — смешно, так как об этом напоминает слово “Песах”. А вообще, у этого праздника не одно, а целых пять различных названий. Зачем столько? Да ведь в нем столько важных моментов и идей, что одним словом “Песах” здесь не обойтись!
1. “Прохождение мимо” — само название говорит нам о том, что Всевышний обошел дома невинных, и только жилища преступников и злодеев понесли в ту ночь урон. Это учит нас тому, что месяц нисан — запланированное время раздумий над жизнью, время разделения Добра и Зла, когда Всевышний наказывает грешников и спасает праведников.
2. “Песах” — это название имеет отношение к пасхальной жертве. Баран был одним из святых животных в Египте. Чтобы спастись, евреям необходимо было “убить” стиль жизни египтян и осквернить верования тех, среди кого они жили. Возможно, на другом, более глубоком уровне, им необходимо было “убить барана” своей слабости, чтобы не идти как “овца на закланье” на поводу у общества, которое их окружало.
3. “Зман Херутейну” — время нашего освобождения — это третье название праздника, главной темой которого является свобода. Только во второй половине XIX века две великие державы: США и Росссия отменили рабство. А евреям, за тысячу лет до этого, было сказано, что Б-г не потерпит порабощения своего народа: “Я, Господь, Б-г Твой, который вывел тебя из страны египетской, где пребывал ты в рабстве” (Первая из 10 заповедей).
Мистики полагают, что некоторые дни, вернее, некоторые числа, всегда будут как бы притягивать особые, счастливые или трагические события. Про девятое ава вы знаете. А пятнадцатое Нисана, когда евреи были первый раз освобождены из египетского рабства, теперь всегда будет ознаменовано избавлением, чудесным спасением, иначе говоря, счастливым событием. Во время Войны Израиля за Независимость в 1948 году полагали, что окончательная победа будет обеспечена тем, кому удастся захватить порт Хайфа. Еврейская армия, Хагана захватила Хайфу в Пасхальную ночь, пятнадцатого Нисана 5708 (1948) года. Все остальное, как говорится, — история, и государство Израиль было провозглашено вскоре после этого! | ||
4. “Хаг hа-Мацот” — праздник пресных хлебов — это название напоминает нам о том, что выход из рабства может произойти в любой момент: неожиданно и чрезвычайно поспешно. В ту памятную для еврейского народа ночь у людей не было времени даже для того, чтобы тесто забродило. Тем не менее, евреи всегда должны оптимистично смотреть на жизнь независимо от трудностей и лишений, которые приходится переживать, поскольку перемена к лучшему может случиться в любой момент. Это хороший урок всем, кто несчастен и не видит выхода из своей “безнадежно-непоправимой” ситуации. Когда-то, пару–другую тысячелетий назад, нечто подобное уже произошло с евреями, которые вынуждены были есть мацу, поскольку свобода “подкралась” слишком неожиданно.
5. “Хаг hа-Авив” — праздник весны — не только определяет время года, на которое приходится Песах, но и дает дополнительное объяснение тому, почему избавление пришлось именно на этот сезон. Весна — это пробуждение, возрождение не только природы, но и Земли в целом. Б-г не забывает о мире во время холодной зимы: оставленные в земле семена — это зародыши будущего роста и возрождения. Весна в природе совпадает с “весенним” настроением Всевышнего и его заботой о людях и мире. Основная идея праздника (как и весны как таковой) — это возрождение. Евреям, как говорится, сам Господь велел верить в скорейшее освобождение и в то время, когда они празднуют Песах, Машиах (вестник окончательного избавления) по всей вероятности уже где-то очень близко. По одной из версий, в этот Праздник Свободы Хаг hа-Авив, его следует ждать еще настойчивей и сильней, чем всегда.
Естественно, что празднику с таким количеством названий и смыслом нужна специальная церемония. Церемония все-таки должна быть одна, но такая, чтобы охватывала все уголки и все смыслы праздника. И такая церемония есть. Главную роль в ней играют те, кто ответствен за продолжение и передачу традиции — дети. У нее есть особый четкий порядок, поэтому она называется седер (т.е. “порядок”), и у этого седера даже есть особый молитвенник. Называется он Пасхальная Агада, и это самый один из самых бестселлерных бестселлеровв еврейской истории.
|
Евреев действительно трудно упрекнуть в любви к единомыслию, дисциплинированности и соблюдению регламента, но порядок таки-да один для всех. И, внимание! он даже соблюдается. Конечно, во времена существования Храма все было немного по другому и цель нынешнего седера — передать по цепочке поколений знание о том, что мы должны были делать во времена существования Храма и что будем делать, когда Храм восстановят. А пока что седер — это просто урок. С использованием методического материала и наглядных пособий.
Естественно, что подготовка к такому уроку потребует больших приготовлений. Вот список необходимых вещей:
Вино (в больших количествах) — вам придется выпить четыре стакана этого напитка. Связано все с тем, что, во-первых, было четыре стадии освобождения, а во-вторых, вино приносит чувство радости и счастья, а это — счастливый праздник. В принципе, вино можно заменить виноградным соком (детям и некоторым взрослым), но ни в коем случае не водкой или виски.
Маца (по меньшей мере, три листа каждому) — напоминание о наших праотцах Аврааме, Ицхаке и Яакове, а также о нашем стремительном бегстве к свободе.
Карпас — картофель или какой-нибудь зеленый овощ типа луковых перьев, символизирующий возрождение и весну.
Харосет — смесь яблок, груш, орехов и вина, символизирующая раствор, похожий (зрительно) на глину, который евреи делали для кирпичей в Египте.
Марор — горькие травы или хрен — символ горечи и лишений рабства.
Бейца — вареное яйцо — символ праздничных жертвоприношений, приносимых во времена Храма.
Зроа — копченая косточка (обычно куриная) — символ пасхальной жертвы.
Соленая вода — символ слез евреев, молящихся о Б-жественной помощи, и молитвы которых были услышаны.
Специальный стакан для пророка Элиягу, поскольку известно, что он должен появиться именно в этот, нынешний Песах, чтобы уже в данный момент принести окончательное избавление и объявить приход Машиаха.
Агада — чтобы все присутствующие на седере, особенно дети, могли читать по очереди, отвечая на традиционные вопросы, давая свои комментарии прочитанному, и провести ночь так, как этого требует традиция: рассказывая об Исходе, обсуждая все преимущества свободы и выражая благодарность Б-гу за все чудеса и благословения. Кстати, ее текст можно найти на сайте www.matza.ru.
Семья — Все, кого удастся собрать. В конце концов, ведь мы отмечаем рождение еврейского народа. А что же еще может быть “крепким еврейским” союзом, как не каждая отдельно взятая семья?
У тебя возник вопрос? Задай его раввину!
Бер-Шмуель Капулкин