ИХ ГРЕХИ… Услыхал рабби Ицхак-Меир из Гур, как вздыхает рабби Яаков из Радзимина, и спросил:
— О чем вздыхаешь?
— Тора рассказывает о наших великих предках, как они грешили и каялись, грешили и каялись — золотой телец, ропот в пустыне, разведчики…
— Да уж, — заметил рабби Ицхак-Меир. — Из их грехов сложены целые главы Торы. А что выйдет из наших мицвот (исполненных заповедей)? Вторая Тора уж точно не напишется.
САМ ПРОБЬЕТСЯ! Сказано в Талмуде: «Тому, кто говорит: согрешу и покаюсь, — не дают совершить тшуву (раскаяние)».
Спросили у рабби Авраhама-Йошуа Гешеля:
— Грешник, который не собирается каяться, имеет возможность совершить тшуву. А тот, кто собирался каяться, этого права лишен. За что?! За то, что имел доброе намерение?!
Ответил тот:
— Тому, кто имел доброе намерение, не надо помогать — он и сам покается. Потому и сказано: не дают совершить тшуву — он сам берет тшуву.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ Сказал один хасид рабби Яакову-Йосефу из Полона:
— Я готов покаяться при условии, что оставят меня страдания и болезни.
— Интересно, грешил ты тоже «при условии»? — спросил рабби.
ЧУДЕС КУРЫ НЕ КЛЮЮТ Рабби Шнеур-Залман говаривал:
— Что там дух пророчества, что чудеса! В доме учителя, святого Магида, мы черпали пророческий дар ведрами, а чудеса валялись под скамьями. Но у кого было время наклониться и поднять их?
ТВОРЯЩИЙ МИР В СВОИХ ВЫСОТАХ… Рабби Пинхас говорил:
— Небеса, как известно, сотворены из смеси огня и воды. Когда мы произносим молитву «Творящий мир в высотах Своих да сотворит мир между нами и всеми евреями», мы надеемся, что Тот, Кто сумел примирить огонь и воду, сумеет сотворить мир и между евреями.